В современной трактовке всего советского, изрядно подпорченной сюжетами дешёвых российских сериалов, сотрудников НКВД – Наркомата внутренних дел – выставляют в самом чёрном цвете. Члены «расстрельных» бригад, «энкавэдэшники», хранители проклятого тоталитарного прошлого, тот самый «чёрный воронок»… Однако именно сотрудники НКВД в 1942 году первыми встали на пути фашистов в Сталинграде. Именно они дали время советским войскам прийти в город на Волге, они стали теми, кто переломил ход битвы на Волге, а потом – и всей войны…
«Сталинград не готов к бою»
В центре Волгограда есть небольшая уютная улица, названная в честь 10-й дивизии НКВД. Неподалеку находится здание, в котором сегодня располагаются Главки региональных управлений ФСБ и МВД – обе структуры являются частями некогда общего целого ведомства – Народного комиссариата внутренних дел. В 40-х годах прошлого века внутренние войска, которые в годы войны входили в состав НКВД и не предназначались для ведения боевых действий, первыми вступили в бой с фашистами.
Все знают, что взять Сталинград было стратегической задачей Гитлера. Летом 1942 года на южном крыле советско-германского фронта была развернута наиболее крупная группировка немецких войск. Армии «А» и «Б» должны были захватить нефтеносные районы Кавказа и сельскохозяйственные районы Кубани и Дона, чтобы проложить коммуникации к Среднему Востоку. Достичь этих целей германское командование планировало путём последовательного уничтожения войск Юго-Западного и Южного фронтов в большой излучине Дона, далее выйти к Волге, взять Сталинград и захватить Кавказ. Для наступления на сталинградском направлении из состава группы армий «Б» выделялась 6-я армия под командованием генерала-полковника Паулюса.
Из архивных документов:
«Докладная записка о готовности города Сталинграда к обороне» за подписью командира 10-й мотострелковой дивизии войск НКВД полковника Александра Сараева и военного комиссара Кузнецова, от 31 июля 1942 года. (совершенно секретно):
«Город с военными заводами, полный гражданского населения, к которому рвутся полчища фашистов, абсолютно уязвим. Противовоздушная оборона на нуле, защитные сели отрыты лишь на 40%. Противник может применять массовые налёты авиации с целью террора и создания паники. Есть риск прорыва мотомеханизированных группировок и забросы диверсантов.
Борьба с авиадесантами возложена на 10-й мотострелковую дивизию войск НКВД, которые для борьбы с крупными авиадиверсионными отрядами, усиленными танками и артиллерией, не имеют ни артиллерии, ни танков. Отсутствие автотранспорта снижает оперативность и маневренность действий частей дивизии.
Для борьбы с прорвавшимися мотомехгруппами город не подготовлен совершенно. Нет плана обороны, город и подступы к нему не разбиты на участки обороны и сектора. За участками и секторами не закреплены части и подразделения. Непосредственно город не готовится к наземной обороне вообще и к противотанковой обороне в частности».
Через месяц после того, как этот секретный документ был направлен в Москву, фашисты массированным авиаударом практически сравняли Сталинград с землей — только 23 августа 1942 года за несколько часов противник совершил до 1200 самолето-вылетов.
Приняла удар на себя
Именно та самая, не предназначенная к ведению боя 10-я дивизия НКВД, вместе с народными ополченцами летом 1942 года приняла на себя первый удар врага, рвавшегося к Волге.
– Воинам 10-й Сталинградской дивизии внутренних войск полковника А.А. Сараева пришлось быть первыми защитниками Сталинграда, и они с честью выдержали это труднейшее испытание, мужественно и самоотверженно сражались с превосходящими силами врага до подхода частей и соединений 62-й армии, – так оценил подвиг чекистов командир 62-й армии Василий Иванович Чуйков. – Дивизия, растянувшись на 50 километров, вела жестокие бои с противником.
15-16 тысяч человек – вместе с бойцами 10-й дивизии НКВД в бой шли сводный отряд Волжской военной флотилии, 73-й отдельный бронепоезд войск НКВД, конный полк, сводный батальон 91-го железнодорожного полка и рабочие истребительных батальонов – и они ценой нечеловеческих усилий держали фронт протяженностью 50 километров.
Не было ни артиллерии, ни противотанковых средств, но, несмотря на это, первые дни боёв на северной окраине Сталинграда охладили пыл немцев. Им не удалось ворваться в промышленный район. Чекисты и рабочие батальоны не только не пустили фашистов на Сталинградский тракторный завод, но и отбросили их на несколько километров.
Были сорваны и планы немцев по прорыву в город и захвату переправы через Волгу. Чекисты до последней капли крови удерживали Ворошиловский район. А 12 сентября 1942 года распоряжением командующего Юго-восточным фронтом оборона города была возложена на 62-ю армию — в ее состав включили и 10-я дивизию войск НКВД
Всего за период с 23 августа по 8 октября 1942 года 10-я дивизия НКВД в боях по обороне Сталинграда уничтожила до 15 тысяч немецких солдат и офицеров, уничтожила и вывела из строя 113 танков, 8 бронемашин, 6 орудий, 51 миномётов, 138 пулемётов, 2 склада боеприпасов, сбила 2 самолёта, захватила знамя полка вермахта.
Голые цифры звучат внушительно, но за этими сухими подсчётами стоят тысячи погибших защитников. Бойцы 10-й дивизии НКВД, рабочие-ополченцы, не имея оружия, под постоянными обстрелами, без еды и противотанковых средств вгрызались в родную землю, чтобы не пропустить врага. Большая часть дивизии полегла в Сталинграде, кровью полив дорогу к победе советским войскам.
Из архивных документов:
«После отражения атак немцев от целых полков оставалось не более двух десятков человек. Так, за 11 дней боёв младшие командиры и рядовые 271-го мотострелкового полка почти в полном составе погибли, но уничтожили 3500 немецких солдат и офицеров…»
Герои
Позднее 10-я дивизия НКВД была переформирована, переименована в 181-ю Сталинградскую дивизию и направлена на Центральный фронт. Она участвовала в боях на Курской дуге, освобождала города Чернигов, Луцк, Коростень, Бреславль, форсировала Десну, Днепр и другие реки стратегического значения. На ее Боевом знамени рядом с орденом Ленина появились еще три ордена.
В боях и сражениях дивизия уничтожила за три года свыше 50 тысяч вражеских солдат и офицеров, 247 танков, 49 бронемашин, около 400 орудий разного калибра, освободила сотни городов и сёл.
Более 11 тысяч воинов соединения отмечены правительственными наградами, 20 воинов удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
10-я стрелковая дивизия внутренних войск НКВД стала единственной дивизией, которая во время битвы за Сталинград в декабре 1942 года была награждена высшей наградой Советского Союза – Орденом Ленина и получила наименование «Сталинградская».