Нет большего чуда, чем появление на свет новой жизни. Но есть категория людей, для которых это чудо – работа. Работа ежедневная, тяжёлая, каждый раз проходящая через душу, а иногда оставляющая на сердце глубокие раны. Ирина Мжаванадзе – врач высшей категории, отличник здравоохранения, работает в роддоме Центрального района Волгограда №2 уже более 30 лет. За эти годы она «родила» (как говорят акушеры-гинекологи) около 25 тысяч малышей. Но до сих пор каждое маленькое чудо встречает со слезами на глазах. О трудностях и прелестях своей профессии она рассказала в откровенном интервью Volganet.
Volganet: Ирина Константиновна, первые «роды» свои помните?
Ирина Мжаванадзе: 3 августа 1986 года я вышла на работу в Центральный роддом. Моя смена начиналась в семь часов вечера. А в 18.45 в отделение поступила моя родная старшая сестра. Так что первой моей пациенткой стала именно она.
– Это была случайность?
– Раньше не было индуцированных родов, то есть искусственно вызванных. Когда приходило время, тогда малыш и появлялся на свет.
– Вы как считаете, это хорошо, когда мы обманываем природу и сами решаем, когда ребёнку появиться на свет?
– Я ко всему отношусь спокойно. Если очень хочется, то почему бы и нет. Но это только в том случае, когда организм готов к родам. Однако я всегда объясняю своим пациенткам, что лучше не вмешиваться в процесс, который природа сама отрегулирует.
Любое вмешательство чревато осложнениями. Конечно, бывают такие роды, которые необходимо вызывать по показаниям. Если есть проблемы у мамы или малыша, то мы индуцируем эти роды.
– С показаниями всё понятно, но бывают же и такие, кто приходит и говорит: «Я хочу родить 13-го числа!» Вы можете ей отказать?
– Сейчас женщина вправе выбрать не только конкретную дату, но и вообще отказаться от самостоятельных родов.
– То есть, операция кесарева сечения без показаний?
– Есть такое показание как отказ от естественных родов.
– Дурдом в роддоме!
— И не говорите (смеётся).
Приличный посёлок
– Ирина Константиновна, вы работаете уже 33 года. Никогда не считали, скольким детям вы помогли появится на свет?
– Около 25 тысяч малышей – то есть, такой весьма приличный посёлок (смеётся). Когда я только пришла на работу, у нас в сутки могло проходить 20-25 родов. Наше становление проходило в том числе и благодаря такому потоку рожениц.
Сейчас статистика немного изменилась и количество родов значительно снизилось как в нашем роддоме, так и по области, и в стране в целом.
Но несмотря на то, что у Центрального роддома старое здание, здесь работают хорошие специалисты. К нам едут даже из других регионов. У многих из нас были отличные учителя: Лия Иосифовна Перевозская, Герман Александрович Пупышев, Людмила Григорьевна Гурова, Анна Николаевна Рылькова, Алексанжр Фёдорович Жаркин, Лариса Ивановна Закаталова, Сергей Иванович Фофанов. Это люди-легенды, которые сделали меня и многих других врачей тем, кем мы стали. Иногда мы получали от них «волшебный пендель», они показывали нам своё мастерство руками. К сожалению, таких учителей сейчас нет… Но и акушерская школа стала иной.
– Что вы имеете в виду?
– Сейчас даже при малейших трудностях в родах мы бежим в операционную. Дело в том, что перинатальная охрана детства в России под особым контролем министерства. И врач выбирает операцию при малейшей угрозе для здоровья малыша.
Есть и ещё один момент: врачи, негативный образ которых создают различные ток-шоу и дешёвые сериалы, боятся осуждения и народной молвы.
Призвание
– А раньше что – не боялись? Как пойдёт, так и пойдёт?
– Да нет, конечно! Просто такого давления не было. Моя семья всю жизнь вместе со мной живёт роддомом и переживает вместе со мной.
Я до сих пор, когда рождается ребёнок, особенно, если это были тяжёлые роды, плачу от счастья.
– А вообще в родовспоможении изменилось что-то за последние годы?
– Очень весомо! Медицина шагнула далеко вперёд. Если раньше главным инструментом акушера был стетоскоп, то сейчас в каждом родзале есть аппараты КТГ. Мы в любой момент можем узнать, как чувствует себя малыш.
Сейчас существуют новейшие методики остановки кровотечений, благодаря которым мы сохраняем женщинам счастье стать мамой вновь.
– Ну а молодые врачи как?
– Да разные! У них всё ещё впереди!
– Давайте поговорим о призвании! Оно существует?
– Если бы у меня не было призвания, я никогда бы не проработала столько лет в роддоме! Я ни разу, несмотря на все трудности, не хотела уйти. Я сама родилась семимесячной и часто болела. Когда мне было четыре года, я попала в больницу с пневмонией. Помню, что врача звали Ирина Константиновна – она была такой доброй, внимательной. И уже тогда, в четыре года, я и решила, что хочу стать врачом, о чем и заявила родителям.
Я несколько раз поступала в медицинский и была уверена, что моя мечта сбудется. Я знала, что это — моё призвание.
Бесплодие и его причины
– Ирина Константиновна, вы сказали уже, что медицина шагнула далеко вперёд. Мы научились выхаживать даже крохотных детей весом в 500 граммов… Дети выживают, но на всю жизнь остаются глубокими инвалидами. Я понимаю, что вы врач, но правильно ли это – обманывать природу?
– По медицинской классификации, преждевременными родами раньше назывались роды после 28 недель, а сейчас – после 22-х. И когда начинаются такие роды, мы обязаны предупредить родителей, что детки, рождённые на таком сроке, могут появиться на свет не всегда здоровыми. Но после 28 недель малыш уже вполне жизнеспособен.
И в перинатальных центрах есть условия и необходимые медицинские средства для вынашивания таких крох. Конечно, это малый процент, но я знаю малышей, рождённых весом в 500 граммов, которые потом выросли прекрасными, здоровыми детьми. Согласитесь, даже за шанс стоит бороться!
– Ещё одна больная тема. Я понимаю, что ЭКО – это шанс для тех, кто не может иметь детей. Но почему так резко возросло число пар, страдающих бесплодием?
– Когда я начинаю собирать анамнез, выясняется, что девочки начинают половую жизнь с 15 лет, половой партнёр далеко не один. И вот она к 30 годам решает рожать, но забеременеть не может. Чаще всего, в своё время кто-то «наградил» её инфекцией, которая тогда никак себя не проявила, или девушка просто не обратила на неё внимания. И когда мне начинают говорить, что, мол, посидела на холодных камнях… Это глупости! У любого воспаления есть возбудитель. Именно инфекция запускает необратимые процессы, трубы становятся непроходимыми, в результате и наступает бесплодие.
Бабы-дуры?
– Знаете, в последнее время нередко можно увидеть на улице даму в положении с сигаретой в руках, точнее – в зубах. Так и хочется спросить: бабы – дуры?
– Я сама не курю, но я не беременная женщина. И я могу выбрать: курить или не курить. Для беременной вопрос должен стоять по-другому: можно или нельзя. Я поражаюсь нашим будущим мамам.
Она поступает в отделение патологии с угрозой гипоксии плода, а у неё из сумки торчат сигареты. Женщина не успевает лечь на сохранение, как бежит курить…
– Но в медицинских учреждениях это везде запрещено!
– Запрещено! Но они идут гулять в овраг и курят там. И мужья приносят им сигареты. Я часто в родах беру таких женщин за руку и прошу дать обещание бросить курить. Кто-то соглашается, кто-то улыбается, думая: «Вот бабка привязалась!» (смеётся).
Возраст не помеха
– Статистика говорит, что возраст современных мам значительно увеличился. Первенцев в среднем рожают к 27 годам, вторых детей к 30. Это хорошо или плохо?
– То, что возраст значительно увеличился, – это факт. Хорошо это или плохо?.. Как можно дать этому оценку? Если Господь Бог послал тебе ребёнка, то это уже хорошо. Даже если молодой маме 45! Я прекрасно понимаю тех женщин, которые идут и рожают даже после 40. Ну не было возможности у неё раньше — не выходила замуж, не получалось… Много причин, а тут Бог послал ребёнка.
А что касается стандартных ситуаций, то действительно мы смотрим на Запад и рожать стали значительно позже. Молодёжь стремится сделать сначала карьеру, купить жильё, а только потом думает о детях. И я никогда не осуждаю ни тех, кто рожает поздно, ни тех, кто это делает слишком рано – в 15 или 17 лет.
– Такие молодые мамы-дети тоже есть?
– К счастью, в последнее время очень мало. У меня были случаи, когда ко мне приходили мамы и просили прервать их юным дочерям беременность на позднем сроке. Но такие случаи были ещё во времена СССР. Они боялись позора.
Сейчас психология мам изменилась. Даже если девочка забеременела, она рожает, а мамы часто потом усыновляют своих внуков. Но таких сейчас единицы.
– А оставляют детей в роддомах часто?
– Тоже очень редко. В последний раз у нас такой случай был довольно давно.
– В чём же причина такой положительной динамики?
– Думаю, это и активная работа психологов в женских консультациях, и общая пропаганда, и возвращение веры в нашу жизнь.
– Число абортов тоже сократилось?
– В какой-то степени. Но нельзя забывать, что сейчас большее число абортов – медикаментозное. Таблетку выпил и всё.
– Современная роженица и роженица 30 лет назад отличаются друг от друга?
– Разительно. Современные женщины значительно моложе выглядят. Вспомним, как выглядели в 40 лет наши мамы. А сейчас родить в 40 – это норма. Причём многие рожают в этом возрасте третьих детей. Но это чаще всего благополучные семьи, которые намеренно идут на это. Среди моих знакомых рожали и четвёртых, и пятых детей. И эти детки были долгожданными!
Роды по карману
– Говорят, в Москве роды стоят 200-300 тысяч рублей, в Волгограде 30-50 тысяч. Неужели у нас нельзя родить бесплатно?
– Любая роженица, поступающая в родильный дом, должна рожать совершенно бесплатно. Другой вопрос, что женщина хочет рожать с определённым доктором или акушеркой. Тогда она должна оформить контракт на роды с медучреждением. Обычные роды в Центральном роддоме стоят от 22 до 28 тысяч рублей в зависимости от категории сложности. В других роддомах эти цифры могут меняться. Про Москву я не знаю, но в Кулаковском центре стоимость доходит до миллиона рублей. Но там трёхкомнатные апартаменты, как в гостинице, с роженицей муж, мама…
– Аниматоры!
– (Смеётся!) Да, и аниматоры тоже! В общем, любой каприз за ваши деньги. Но и в Москве можно приехать в обычный роддом и бесплатно родить.
Мужчины – слабый пол
– Ирина Константиновна, как вы относитесь к партнёрским родам с мужем?
– Положительно! Если мужчина хочет, то это только плюс ему. Мой муж на роды бы не пошёл. И это не потому, что не любит. Ему кавказское воспитание не позволяет. Хотя в последнее время немало пар с Кавказа рожают вместе. Ребята хотят быть со своими жёнами. Однажды у меня была пара, которая поступила на партнёрские роды. Я спросила у мужа: «Почему вы хотите присутствовать?» На что он мне ответил: «Чтобы вас контролировать!». Есть категория и таких мужчин, которые не доверяют врачам, не доверяют акушеркам.
– Советы не дают?
– Ещё как дают! Но в итоге они просто обалдевают, поприсутствовав на родах, и начинают к врачам относиться с огромным уважением.
Есть и другая сторона. Все женщины знают, насколько больно давать новую жизнь. А тут к боли добавляются страх и паника. Успокоить некоторых женщин в таком случае может только муж.
Партнёрские роды для женщины проходят легче. Муж её и по спинке погладит, и за ручку подержит, и подбодрит, и даже рядышком на кровать приляжет.
После совместных родов мужья по-другому относятся и к жёнам, и к собственным детям. Они очень гордятся тем, что отсекли пуповину, первыми увидели своих детей. У нас сильные мужчины часто плачут от радости!
– А в обмороки от радости не падают?
– Иногда падают (смеётся).
Роды на бегу
– Ирина Константиновна, были случаи в вашей практике, которые запомнились вам особенно?
– На самом деле я помню всех своих женщин! Были, конечно, случаи и из ряда вон. К нам доставили роженицу уже в потугах. Она встаёт на стульчик, чтобы подняться на рахмановский стол, и в этот момент ребёночек рождается. Стоявшая рядом акушерка, поддерживающая женщину, успела подхватить ребёночка и пережать пуповину. Мы просто одурели от увиденного. Таких быстрых родов в моей практике больше не было.
– А тройни были?
– У меня нет. Сейчас же существует маршрутизация, поэтому с многоплодной беременностью отвозят в перинатальный центр.
А двоен я приняла на свет немало. Помню случай, когда первый малыш родился сам, а второй лежал поперёк и мы не смогли его развернуть. Хотя мы дежурили тогда с Ларисой Ивановной Закаталовой, которая считается настоящим монстром акушерства. Второй ребёнок родился при помощи кесарева сечения.
О путешествиях
– Я знаю, вы любите путешествовать.
– Очень люблю, особенно путешествия в экзотические страны. На моей личной карте 18 стран.
– В самолёте или на курорте никогда не приходилось роды принимать?
– Просто помощь медицинскую оказывала. А вот роды не принимала, слава Богу.
– Давайте поговорим о беременных путешественницах?
– Несколько лет назад был случай, когда беременная женщина полетела в Турцию, на 28-й неделе у неё случились преждевременные роды, и потом у неё были большие проблемы. Она не могла вывезти ребёнка, кроме того, малыш был слабенький, недоношенный.
Я считаю, что если женщина хочет путешествовать, то она может это делать, но до 32 недель. И только в том случае, когда беременность протекала идеально и не было никаких угроз прерывания.
Зачем рисковать ребёнком ради отдыха? С такой беременностью лучше носиться как с золотым яйцом.
Но если женщина всё же решает отдохнуть, то она должна подготовиться. В самолёте обязательно нужно надевать компрессионные чулки, а также о возможности перелёта следует проконсультироваться с лечащим врачом.
Медицинские суеверия
– Правда, что у вас есть свои приметы? К примеру, пожелать вам лёгкого дежурства – накликать неприятности?
– Правда (смеётся). Не любим мы таких пожеланий. Как только пожелали лёгкого дежурства – будут сложности.
Ложка упала со стола – не поднимать, роженицу привезут. Старые акушерки тапки ставили к двери задом, чтобы поменьше приезжали (смеётся).
– Ирина Константиновна, женщины, которые вас знают, не дадут соврать. От вас исходит материнское тепло и кажется, что вы не доктор, а мама.
– Спасибо большое, мне это очень приятно слышать! А как по-другому я могу относиться к своим пациенткам? Я прекрасно понимаю, через что им приходится пройти. Я, когда родила своего сына Егора, была так голодна! Муж приехал, привёз мне малины и черешни (смеётся). Для моих голодных мамочек у меня в холодильнике всегда есть дежурный бутерброд.
– Бывает, что не со всеми можете общий язык найти?
– К сожалению, есть такие женщины, которые относятся к врачам, как к обслуге, позволяют себе грубости. Не слушают доктора, акушерку, а в это время страдают их малыши.
Женщины должны понимать, что врачи – лишь помощники! Жизнь даёт мама, и она должна сделать всё, несмотря на боль, несмотря на страх, чтобы её кроха родился здоровым!