Странный инцидент произошёл в Красноармейском районе 19 ноября. В муниципальную службу спасения позвонила 13-летняя девочка с улицы Вилянская. Звонок раздался около 10 часов утра: школьница сообщила оператору, что её избил и запер в квартире отчим…
Нетривиальный путь к побегу
Спасатели тут же отправились на вызов, параллельно сообщив о случившемся в полицию. Однако участковый не дал разрешения вскрывать квартиру, объяснив это «семейным конфликтом».
– Ситуация очень странная! Обычно в таких случаях сотрудники МЧС обращаются в подразделение по делам несовершеннолетних, – заявила Уполномоченный по правам ребёнка в Волгоградской области Нина Болдырева. – Что произошло в этом конкретном случае, не очень понятно. Но я буду разбираться.
Однако серьёзного разбирательства не понадобилось. Как выяснилось, девочку никто не избивал: тринадцатилетка поругалась не с отчимом, а с родными родителями. За плохое поведение (девочка курила и прогуливала школу) её посадили под «домашний арест» и лишили выхода в Интернет. Но предприимчивая девчушка всё же попыталась выйти на улицу – с помощью спасателей.
– На «телефон доверия» к нам периодически поступают подобные звонки от детей, – рассказала Нина Болдырева. – И по каждому случаю проводится проверка. По конкретному адресу выходят представители ПДН полиции, находят родителей и проверяют, что на самом деле произошло.
Декриминализовали
К счастью, описанный случай оказался лишь уловкой трудного подростка, и о халатности полицейских или, тем более, спасателей речь не идёт. Однако, увы, нередко случается и так, что дети или женщины действительно становятся жертвами семейного насилия, и простые семейные конфликты по недогляду перерастают в трагедию. Но самое страшное, что это самое семейное насилие в России, по сути, декриминализовали.
– К сожалению, в стране действительно декриминализована норма о побоях, не повлекших вреда здоровью, – говорит Нина Николаевна. – Если мужчина ударил ребёнка или жену без серьёзных последствий для здоровья, то это подпадает под статью не уголовного, а административного кодекса РФ. Но если вред здоровью всё же нанесён, то здесь человеку грозит уголовная ответственность.
По сути, сейчас в стране за первичное совершение «лёгких» побоев в семье предусмотрен штраф от 5 тысяч до 30 тысяч рублей. На «бойца», согласно административному кодексу, накладывается штраф от 5 до 30 тысяч рублей, который идёт в пользу государства. То есть, избитая, к примеру, жена лишается ещё и месячной зарплаты супруга-дебошира. Парадокс, однако – вместо того, чтобы оказать помощь, государство ещё и наказывает пострадавшего рублём.
Буксующий закон
Нужно отдать должное: в Госдуме в последнее время всё чаще говорят о противостоянии семейному насилию… Правда, говорят уже последние четыре года. Ещё в 2016 году депутаты пытались рассмотреть законопроект о профилактике преступлений на семейно-бытовой почве, но заканчивается 2019-й, а воз, как говорится…
Как пишет КоммерсантЪ, на прошедших в октябре в Госдуме парламентских слушаниях на эту тему эксперты сообщили, что «из десяти поданных заявлений о побоях в семье потерпевшие отзывают шесть-восемь». Полицейские же регистрируют такие обращения только в 56% случаев.
Сами стражи порядка заявляют, что у них нет эффективного механизма для защиты обратившихся к ним с жалобами. Законопроект же предлагает выдавать пострадавшим «охранные ордеры», по которым агрессорам, во избежание серьёзных проблем с законом, будет запрещено приближаться к своим жертвам.
Однако пока закон даже не вынесен на рассмотрение депутатов. Он буксует, как и в предыдущие годы. А тем временем, продолжает КоммерсантЪ со ссылкой на руководителя Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО Мари Давтян, в год её центр получает более 1,2 тысячи обращений от пострадавших. 97% из них признаются, что не получили от полиции помощи…
Будет труп – приедем, опишем…
Тема домашнего насилия с новой силой разгорелась после вопиющего случая в Орле. Запись разговора убитой сожителем Яны Савчук с участковым полиции попала в СМИ и облетела весь Интернет.
Яна вызвала полицию и рассказала приехавшей в составе группы участковому уполномоченному полиции Наталье Башкатовой об угрозах со стороны сожителя. Причём даже при стражах порядка гражданский муж Яны Андрей Бочков ругался и вёл себя агрессивно. Но это не тронуло участкового.
Башкатова выразила недовольство «бытовым» вызовом, а на вопрос девушки, что будет, если её убьют, совершенно спокойно ответила:
– Если вас убьют, мы обязательно выедем, труп опишем, не переживайте.
Через несколько минут после отъезда наряда полиции Бочков забил Яну до смерти… А Башкатова получила два года колонии-поселения по делу о халатности.