in , ,

Рассекреченные архивы: как чекисты разминировали Сталинград

20 декабря работники органов госбезопасности отмечают профессиональный праздник.

Фото: пресс-служба УФСБ России по Волгоградской области

В воскресенье, 20 декабря, в России отметят свой праздник работники всех российских спецслужб – ФСБ, СВР (служба внешней разведки), ФСО (Федеральная служба охраны). Официально праздник называется Днём работника органов безопасности, но в народе его величают значительно проще – День чекиста.

Заслуги службы трудно переоценить – предотвращение терактов, борьба с оборотом наркотиков и оружия, экономические преступления…Чекисты были и есть на передовой всегда, что сейчас, что 77 лет назад. Именно сотрудники НКВД в 1942 году первыми встали на пути фашистов в Сталинграде. Именно они дали время советским войскам прийти в город на Волге, они стали теми, кто переломил ход битвы на Волге, а потом и всей войны…

А после Сталинградской битвы чекисты освобождали разрушенный город из паутин минных сетей.

В руки корреспондентов Volganet.net попали рассекреченные архивные документы УФСБ России по Волгоградской области о том, как велось разминирование Сталинграда в далёком 1943 году.

Город, засыпанный минами

В первые дни после освобождения от немецко-фашистских захватчиков сталинградцы столкнулись с очень серьезной проблемой – город был усеян немецкими минами, неразорвавшимися бомбами и снарядами. Чтобы быстрее вернуть в разрушенный Сталинград жизнь, Городской комитет обороны в январе-феврале 1943 года принял постановление об организации работ по расчистке города.

Провести разминирование силами гражданского населения было невозможно. Потому 15 февраля 1943 года Сталинградский городской комитет обороны вынес постановление, по которому начальнику штаба МПВО города, председателю горсовета Осоавиахима и командиру 31-го инженерно-химического батальона войск МПВО НКВД было предписано передать всех имеющихся подготовленных бойцов-минеров для этих работ.

Тайные закладки

Работа по разминированию шла тяжело, с большим риском для жизни бойцов. Усложняло дело и то, что данные о местах закладки вражеских мин отсутствовали – немецкое командование заранее уничтожило документы на заминированные поля.

Чтобы обнаружить эти «сюрпризы» войны, нужно было провести опросы немецких военнопленных, участвовавших в минировании оккупированной территории. И сразу же возникла новая трудность: в лагерях Сталинграда числилось около 93 000 военнопленных. Выявить среди них минёров, причём в максимально короткие сроки, было крайне сложно.

Вновь на помощь городу пришли чекисты.

Из приказа начальника УНКВД СССР по Сталинградской области № 0011 от 23 февраля 1943 г:

«Провести специальные допросы военнопленных немецких солдат и офицеров по вопросам проведения немецким командованием работ по минированию территории города и области… отобрать и сформировать из числа военнопленных всех саперов и минеров, скомплектовать из них подразделения и передать в распоряжение частей, проводящих работу по разминированию…»

Уже через неделю после начала этой работы, 1 марта 1943 года, УНКВД по Сталинградской области сообщало Командующему Приволжским военным округом:

«По показаниям военнопленных немецких солдат и офицеров выявлены следующие минированные участки в городе Сталинграде.

Минирован берег Волги вдоль линии железной дороги начиная от станции Горводопровода и до р. Царицы.

В районе консервного завода минирован каменный мост через балку с трамвайной линией. На мост через каждые два метра уложены противотанковые мины в количестве 64 штук…

Берег Волги в районе завода «Баррикады» и до «Красного Октября» сильно минирован противотанковыми минами…

Минирована площадь под железнодорожным мостом, в который упираются Кубанская улица и улица Володарского. Под мостом уложено 8 противотанковых мин в шахматном порядке. Допрос пленных продолжаем».

Сквозь сито

От многих допрошенных офицеров и унтер-офицеров саперных и минёрных подразделений чекисты получили точные чертежи расположения мин. Около 400 человек военнопленных сапёров, из которых были скомплектованы специальные подразделения, сняли все заложенные ими самими в период боевых действий мины.

Бойцы 271-го стрелкового полка 10-й дивизии НКВД на строительстве командного пункта у реки Царица в Сталинграде.
Фото: soldat1941-1945.narod.ru

Некоторые минные ловушки оказались поистине устрашающими. Сталинградская земля, как язвами, была изъедена минными полосами от 4 до 18 километров. В каждой из которых немцы спрятали от 3000 до 14 000 смертельных «подарков».

И для того чтобы найти их, оперативная группа чекистов проверила шесть лагерей военнопленных, допросив почти 50 тысяч человек. В итоге было выявлено около 300 минных полей и участков, на которых было заложено порядка 200 тысяч противотанковых и противопехотных мин.

Из воспоминаний

Сейчас эти данные звучат как сухие цифры. Но тогда за ними стояли жизни и колоссальная работа чекистов, делающих всё возможное, чтобы их спасти.

В своих воспоминаниях начальник отдела управления НКВД по Сталинградской области Борис Константинович Поль писал:

«Руководством Управления было принято решение – выявить места расположения немецких минных полей путём массового опроса военнопленных. Вот этим мы и занимались. Чекисты разошлись по местам концентрации военнопленных.

По мере выявления лиц, широко осведомлённых о минных полях, с ними проводилась особая индивидуальная работа. Собранные таким образом материалы анализировались, сопоставлялись и на этой основе изготовлялись ориентировочные справки о каждом выявленном минном поле. В некоторых случаях военнопленные саперы вызывались на место, где окончательно и уточнялись сообщенные ими сведения…

Надо сказать, что особого сопротивления в даче нужных нам сведений со стороны военнопленных не встречал. Происходило это часто из-за боязни, что отказ дать эти сведения может повлечь за собой какие-то меры воздействия, хотя мы никому ничем не угрожали, а апеллировали к общечеловеческим чувствам…

Часть военнопленных полагала, что, сообщив о минных полях, они смогут рассчитывать на какие-то привилегии для себя, хотя мы и это никому не обещали.

Некоторые, давая сведения, определенно врали. Но наш расчет был основан на том, что если даже только 10% опрошенных скажет правду, то и это даст возможность выявить максимальное количество минных полей, так как установкой их занимался обычно не один сапер, а целое сапёрное подразделение. Достаточно, чтобы один из этого подразделения сказал правду…»

Отголоски войны в Волгограде и сейчас находят постоянно. Ежегодно при проведении различных работ из прошлого всплывают смертельные «приветы» – бомбы, мины, пролежавшие почти 8 десятков лет.

К счастью, время изменилось, и мы живём в мире. Неизменным осталось одно – чекисты в нужную минуту придут и выполнят свой долг, даже с риском для собственной жизни.

Редакция портала Volganet.net поздравляет всех причастных с праздником! Пусть служба будет лёгкой, сердце горячим, а голова холодной!

В плюсе: в пятницу в Волгограде будет тепло, хоть и промозгло

В Волгоградской области лошадь стала причиной ДТП, отправив двух человек в больницу