in ,

Андрей Прошаков. Коровьи истории предновогодние

Наступающему году Быка посвящается.

Рисунок: Андрей Прошаков

Утренний совет от Людмилы Геннадьевны на 1 января: «Надень кирзовые сапоги, сходи на баз, почисти навоз, присядь на корточки, подои корову, сделай селфи с ведром парного молока да выложи в Инстаграм».

В 1986 году среди всех коров, представленных на животноводческой выставке, ангельнизированная корова Ведёрница-0505, 1980 года рождения, класса элита-рекорд, из Волгоградской области, Еланского племпредприятия, стала чемпионом, а область получила славу на весь СССР.

За 305 дней четвёртой лактации от неё было получено 6116 кг молока жирностью 3,72% при высшем удое её 28 кг. Живая масса коровы в возрасте 6 лет – 513 кг.

Мать Ведёрницы-0505 корова Заря-605 происходила от быка Хазара-9734. То есть бык Хазар – дедушка корове-чемпионке Ведёрнице. И вот тут только и начинается сама история, как благодаря Алану Милну, Борису Заходеру и Феде Хитруку было спасено племенное молочное животноводство Волгоградской области и в итоге даже получило в лице (морде) Ведёрницы золотую медаль чемпиона.

Бык Хазар в 75-м году был впервые использован по назначению, на него возлагали сразу большие надежды, на него и ещё на тёлку Яблоню-0130. Тёлку, чтобы она стала коровой, привели скотник Г. и его пес, который вырос вместе с ней. Дело оно и у КРС молодое и скорое, в считанные секунды Хазар был уже на Яблоне.

Не успели порадоваться животноводы, как ревнивый пёс выскочил и откусил у быка сантиметров 20 хвоста. Хазар не заметил потери хвоста, но зоотехники были в панике, был загублен племенной бык, потому что без хвоста был обречён на погибель, убой. Хвост, вернее кисточка-метёлка, – это средство поддержания гигиены интимных мест и отпугивания насекомых.

Но не таковы наши волгоградские крестьяне, чтобы впадать в панику, сразу вспомнили мультфильм «Винни-Пух и хвост Иа». В этот же вечер у местного участкового были изъяты яловые сапоги и на местном быткомбинате (тогда они были в каждом хуторе) мастер по ремонту обуви сшил быку протез. На третий день Хазар щеголял и щёлкал, отпугивая мух, кожаным хвостом. За всю свою жизнь бык исхлестал семь пар сапог. Рассказывают, что на этот протез приезжал смотреть даже секретарь обкома КПСС Л.С. Куличенко.

Пса, который откусил хвост, Леонид Сергеевич порекомендовал назвать Винни-Пухом, главного зоотехника – Иа, бюро райкома КПСС послать благодарственное письмо создателям образа Винни-Пуха за рационализацию в животноводстве.

***

Коровы, выпущенные с хозяйских базов после стойлового периода на пастбище в степь, только к обеду исчерпали свои эмоции. Бегали, взбрыкивали, облизывали друг друга после пяти месяцев разлуки. Мычали и бунели, делились своими новостями, тревогами, заботами, накопившимися за зиму. В общем, щебетали, порхали, как легкомысленные птицы перед дождем. Свежий воздух, аппетит и запах оттаявшей земли притупили даже беспокойство кормилиц по поводу отсутствия быка в хуторском стаде. Апрельский дождь со снегом ложился стразами на еще впавшие бока старых коров. Только первотелка Клеопатра с прямыми темно-синими рожками, высокая на ногах, откинув хвост на бок, подняв голову, не могла успокоиться. На её гладком теле красной масти капли дождя создавали образ незамужней девушки с пучками диких бальзаминов. Её глаза с поволокой требовали и для животных право на любовь и бессмертие.

***

Хорошо когда +8, особенно 28 ноября, – это очень хорошо! На пригорке, обдуваемая ветром, жуя жвачку, лежит корова белой масти по кличке Заноза.

– Собралась телиться, к дому вот гоним, – сообщает мне её хозяйка Любашка, тридцатилетняя хуторянка. У неё трое детей, столько же мужей и ни одного года трудового стажа. Кормится, как она говорит, с хозяйства да с прополки бахчей у армян, с лука у корейцев, с помидоров у китайцев, а когда совсем нет работы – со своих мироедов на обрезке садов и сборе яблок.

– Я ей чё говорю – пусть тут телится, допрём, чай, телка вдвоем, тут и километра нет, – встревает тётя Вера. Стаж тёти Веры – 46 лет, пенсия 11 800, пятеро детей. Четыре дочери живут за границей, мужей и девятерых внуков на показ к матери не привозят, стесняются. Сын живет в Волжском, прапорщик, но это другая история.

– Тёть Вер, давай домой подвезу, – говорю я. – Заноза раньше вечера не отелится, видишь, задом к ветру легла. А ты, Любка, как отдохнёт корова, гони её попасам домой, если что – звони.

Едем вдвоем.

– Что молчишь, тёть Вер?

– Приедем домой, растоплю печку, сяду у грубки и буду уговаривать себя, как все у меня хорошо. Наговорюся.

***

Проводили коров в степь пастись. Начали пилить дрова на зиму, чтобы скоротать время до наступления пенсионного возраста.

Больницы Волгограда с нового года начнут возвращать к плановой работе с пациентами

Гололёд и мороз ожидает Волгоград в предпраздничный вторник