В Урюпинске завершился Фестиваль современной городской культуры ARTEMOFF, названный в честь художника-авангардиста Георгия Артёмова. Тема года – поиск идентичности, ответ на вопросы «Кто мой город?» и «Кто в нём я?». Культурные мероприятия, на два дня захватившие столицу российской провинции, превратили ее в огромную ART-площадку.
Выставки, опен-эйры, концерты
Граффити и современные арты и инсталляции уже давно стали неотъемлемой частью культурной жизни европейских и крупных российских городов. Яркое живое искусство в рамках фестиваля увидели и жители Урюпинска. Молодой художник Никита Романов создал мурал «Хранительницы солнца» в районе Мичурино в столице российской провинции. Весь процесс, включавший в себя грунтовку фасада, разметку рисунка и роспись, занял 13 дней.
В течение двух дней на территории города проходили лекции и мастер-классы от именитых деятелей культуры, художников, режиссёров. На нескольких площадках открыли новые арт-объекты.
Поразила воображение участников уникальная вечеринка-выставка работ Александра Молдаванова.
Как отметили зрители, многие из них вряд ли представляли себе то, что увидели в итоге, когда только направлялись в картинную галерею Урюпинска.
Документальный театр в провинции
В рамках фестиваля гости фестиваля увидели и театральные постановки непривычного в широком понимании театра формата. В число участников фестиваля вошла волгоградская творческая группа «Белое платье», которая приехала на фестиваль с читкой повести Аллы Гор «Сразу после войны», причём ни один член труппы не является профессиональным актёром. Второй год с группой в качестве художника-постановщика и режиссёра работает Алексей Перловский.
К слову, у «Белого платья» — необычная история. В мае 2018 года эта команда показала волгоградцам одноимённый спектакль «Белое платье» — о черкасовском движении и людях, восстановивших наш город после войны. Второй показ состоялся в ноябре на сцене Волгоградского казачьего музыкально-драматического театра. Проект завершён, но коллектив не распался: напротив, ищет новые формы применения своей творческой энергии. В этом году это была читка пьесы Д. Данилова «Свидетельские показания» в «Театре в Леднике», а также участие в Библионочи в библиотеке им. Горького.
Новый проект был подготовлен специально для фестиваля в Урюпинске. Повесть Аллы Гор «Сразу после войны» вышла в свет несколько лет назад в альманахе «Раритет». Это детские воспоминания автора о первых послевоенных годах. С согласия автора творческая группа превратила повесть в пьесу. И пригласила зрителей встретить Новый 1947 год. Для группы этот проект – логичное продолжение спектакля «Белое платье»: ведь где женщины – там и дети. А это история о детях и, конечно, о взрослых, которые живут так, будто мы все – одна семья.
Своя стилистика
У Алексея Перловского за последний год сложилась своя творческая стилистика: документальная драма и работа с непрофессиональными актерами. Помимо «Белого платья» это еще и сложная работа с коллективом городского водоканала над спектаклем «Водоканал дословно». Данная работа была представлена волгоградцам в рамках проекта «Ночь музеев-2019». Здесь документальность драмы доведена до абсолюта: два десятка рабочих, специалистов и руководителей водоканала не играют роли — они выходят на сцену, чтобы рассказать свою собственную историю. Задача режиссёра, художника – сделать так, чтобы зрителям было интересно.
В театре зритель ждет искусства, игры, а документальный спектакль предполагает подлинность, правду жизни. И перед режиссёром стоит нетривиальная задача – добиться зрительского интереса без игры. Чтобы актёры увлекали, не играя, то есть актёрами, по сути, не были.
– Работа с непрофессионалами по-своему увлекательна, – говорит Алексей Перловский. – Человек, впервые оказывающийся на сцене, как правило, начинает делать что-то совсем ему не свойственное или перестает делать что бы то ни было – зажимается. Задача состоит в том, чтобы человека расшевелить, если он зажат, либо вернуть его в собственную органику. Непрофессиональный актёр переживает, а не играет материал. Но здесь есть свои острые углы — такой опыт может быть психологически травматичен. Итог работы тоже отличается. Для профессионала выход на сцену – это работа. Для непрофессионала – приключение. Поэтому радость непрофессиональных актёров после спектакля на порядок ярче.