Осень — это хорошо. Осень это не только сбор урожая, запах разнотравья после дождя и уроки до часу ночи. Осень – это ещё и открытие театральных сезонов. Волгоград в этом смысле не является исключением.
24 сентября XIV сезон открылся в Волгоградском молодёжном театре. О том, почему в новый творческий цикл «Молодёжка» зашла с козырей, о классике и дерзости, о – разумеется – творческих планах и итогах Года театра Volganet.net беседует с Заслуженным артистом Российской Федерации, художественным руководителем театра Владимиром Бондаренко. Автор и герой интервью знакомы сто тысяч лет, поэтому диалог строится в формате «на ты».
Volganet: Мы встречаемся на следующий день после открытия театрального сезона и накануне вашего выезда в Крым на фестиваль «Театр. Чехов. Ялта». Когда вы получили предложение принять участие в этом фестивале?
Владимир Бондаренко: Предложение это давнишнее. Если не ошибаюсь, осенью прошлого года наш директор был в нашем городском департаменте. Дмитрий Борисович Полянин, руководитель городского комитета по культуре, вернулся из командировки и привёз новость, что на следующий год – в Год Театра – фестиваль продолжит свою работу. Дело в том, что изначально фестиваль был украинским, потом в его работе наступила пауза, а в 2019 году, в Год театра, он возобновится. И организаторы, узнав, что в Волгограде есть муниципальные театры, сделали ему такое предложение. Соответственно, он переадресовал это предложение нам. «Если вам есть с чем поехать на такой фестиваль в Ялту, фестиваль, который имеет историю и будет возобновлён, — у вас есть шанс».
Такого рода предложение — это всегда как-то бодрит. Это всегда очень интересно. И так появилась «Чайка».
– Ты предвосхитил вопрос о том, как и почему в репертуаре «Молодёжного» появилась «Чайка».
– Предвосхитил? (смеётся). Ну, тогда продолжу: потому, что это прямо связанные вещи. «Чайка» появилась накануне закрытия сезона. А после первого показа на следующий день поступило такое предложение. И тогда мне принципиально важным показалось… или захотелось (хотя может, «захотелось» — это слово такое барское), что было бы уместным поехать на такой фестиваль.
Мне показалось, что для театра наиболее важно поехать именно с Чеховым. Тем более, где-то как раз в прошлом году начали посещать такие мысли философского характера.
Чтобы проверить, нужно взять что-то серьёзное
Да, у театра много поклонников и очень легко пойти на поводу у такого настроя: «так, тут всё отлично, театр в тонусе, все крутые, всё хорошо». Но на самом деле постоянно задаёшь себе вопрос, насколько соответствует то, чем ты занимаешься — я не говорю мировому театральному процессу, но вообще какому-то уровню?
Понятно, чтобы проверить это, нужно взять что-то очень серьёзное и потом, опираясь на мнение общественности, критиков, артистов, ответить на вопрос: «По зубам ли тебе это или не по зубам?». Так возникла идея с постановкой пьесы Чехова.
Мы все знаем, что Чехов велик, но пьес у него не как у Островского или Шекспира, их не так много. Некоторые, естественно, я в своё время играл и знал. Но всё равно, когда это приглашение поступило, я их все снова перечитал. И мне вдруг показалось, что «Чайка» как-то очень хорошо расходится на труппу. Вопрос этот, насколько соответствуем мы с драматургией Чехова и с его талантом, он постоянно мучил, мучает и сейчас. Этот спектакль вышел в мае, мы репетировали его четыре месяца с небольшими перерывами. Такой длительности у нас ещё не было. Мы начали репетировать его сразу после новогодних праздников. В конце января в первый раз собрались.
– Чехов — это мерило… ну, что ли… взрослости театра?
– Безусловно. Мы можем ставить подряд и Чехова, и Шекспира, и Толстого — кого угодно. Но если ты говоришь «взрослость», ты, наверное, имеешь в виду степень готовности?
– Степень ответственности, скорее.
– Да, причём это многогранная, я бы сказал, ответственность. Это ведь не междусобойчик, не семейный такой праздник. Во-первых, и здесь надо отдать должное — спасибо области, были губернаторские гранты. И мы выигрываем губернаторские гранты! Невзирая на политику, на всякие подковёрные течения, которые могут или не могут быть, не хочу даже об этом говорить — хочется говорить о конкретике. Мы чрезвычайно признательны, что мы не только участвуем в конкурсе, но и получаем этот грант. Соответственно, мы должны за деньги, которые получили, создать что-то важное, чтобы не просто плевок в вечность получился. Чтобы не получилось так, что, значит, сыграли три раза, зритель не пошёл, вздохнули и сказали: «Ну, извините, не получилось, до свидания!» Всё это вместе. Я не говорю, что это… Можно как угодно быть ответственным, но если ничего не получается, ответственность тебя не спасёт в плане результата.
Всё вместе – и выбор пьесы, и ответственность перед теми, кто выделил государственные деньги нам – это реальная такая проверка и для меня, и для театра, и для труппы. Сейчас, я полагаю, последует вопрос, как вы прошли эту проверку? (смеётся).
Прошли проверку
– Да мне сегодня даже спросить ничего не удаётся, ты все вопросы с языка снимаешь!
– Без всякой доли кокетства я тебе должен сказать, что, мне кажется, мы её прошли! Вопрос, идеальный ли это спектакль или, скажем, высокого уровня? Я думаю, что нет. Но для города, для театра…
Я смею сказать сейчас, что для развития театрального дела в Волгограде это важно. Нам удалось сделать важное дело. Говорю честно и откровенно.
– Тебе вторят зрители. В соцсетях реакция на «Чайку» более чем положительная. И, может, я плохо искал, но негатива я не нашёл.
– Если рассматривать отношения театра и зрителя с этим спектаклем, да – это факт. Вчера был одиннадцатый спектакль, премьера была 17 мая. Когда билеты поступают в кассу на «Чайку» в течение нескольких дней их нет. Вчерашняя история такая же.
Не в силу кумовства, но в октябре мы вернёмся, и я просто приглашу тебя с кем-то из твоих друзей…
– Я с женой приду.
– …Просто посмотреть, чтобы ты мог составить своё собственное мнение. Может, тебе понравится, может, нет — это уже другой разговор. Чтобы ты посмотрел, как человек пишущий, понимающий, интересующийся, и сказал мне: «Знаешь, Владимир, очень неплохо!». Или — «Очень плохо».
Театр коммерческий
В плане коммерческой отдачи спектакль пользуется популярностью, что тоже неплохо. Это для меня было очень неожиданно — то, что он продаётся на раз-два. Пока. Зал маленький, и всё же его посмотрели уже больше тысячи зрителей.
– Ты давно в театре и как в искусстве, и в театре, как в бизнесе. Скажи, пожалуйста, билеты разлетелись из-за Чехова, из-за качественной работы труппы или из-за сочетания факторов?
– Я думаю, прежде всего нужно отдать должное волгоградской публике. Когда говорят Чехов — «Чайка», обычно начинают: «Ну, что-о-о-о Чехов, ну мы всё зна-а-а-а-ем». Хотя на самом деле простой обыватель вряд ли досконально знает пьесу «Чайка». Так вот у волгоградской публики эта история вызвала интерес. Название произведения, собственно, автор Антон Павлович Чехов. Мы не меняли ни слова, ни фразы драматурга. Здесь всё слово в слово по Антон Палычу. И естественно, я не позволил себе ничего лишнего. Там нет никаких попыток осовременивания, притягивания к сегодняшнему дню или навязчиво ко вчерашнему. Конечно, есть определённый стиль наших дней, это понятно. Но в принципе я могу сказать, что это классическая постановка.
Поэтому, возвращаясь к ответу на вопрос, я думаю, что интерес у публики вызвали название и автор в первую очередь. А дальше, наверное, когда пошли первые спектакли, первые зрители (в зале 80-90 человек) рассказали другим. Как это бывает – сарафанное радио, бабушки у подъезда сказали.
Я работаю здесь уже восьмой год и вот в чём парадокс… Я понимаю, когда тысячный зал смотрит спектакль, и я не удивляюсь, что через три спектакля создаётся мнение. Но ведь и здесь, в зале на 90 человек, история такая же. Выпускается спектакль, первый премьерный блок идёт 3-4 спектакля. И когда начинается пятый, я могу точно сказать, будет продаваться спектакль или нет.
Получается, что 400 человек в огромном нашем городе создают какой-то либо «минус» — негатив, что, ребята, мол, не стоит это смотреть, либо «плюс». Эта схема работает и в больших залах, и в малых.
Да, у волгоградской публики сначала вызвали интерес прежде всего Чехов и «Чайка». А вот после первых спектаклей зрители премьеры высказали соображения, что нужно посмотреть. Тем более, ты говоришь, что после вчерашнего спектакля уже есть отзывы в соцсетях. Я в цифровом плане слаб, потому ещё и не видел. Сейчас получается, придя домой, можно нажать какие-то кнопки, опубликовать и уже через минуту и в Австралии, и в Костроме, и в Кировском районе Волгограда, и на улице Пушкина в Салехарде будут знать. Наверное, это симбиоз всего.
Год театра:итоги
– Год театра подходит к концу, осталось три месяца до завершения, можно уже какие-то промежуточные итоги подвести как для Молодёжного театра, так и для тебя лично? Каким был Год театра?
– Ну, наверно, какие-то итоги можно подвести. Во-первых, для Молодёжного театра. Я впервые в этом году, в нашем конкретном городе, в нашем регионе ощутил движение. Потому что, если предыдущие годы взаимоотношения театров и власти сводились к «дайте хоть что-то!» и что-то нехотя давали, то сейчас я ощутил реальное движение. И даже дело не в фестивале театров малых городов, который прошёл в Камышине. Это тоже очень хорошо. Там действительно я видел составы маленьких абсолютно театров из городков, о существовании которых даже не все знают. Фестиваль получился замечательный!
Ну, можно сказать, что гранты – это да, они были и до Года театра. Но это отлично, что они в Год театра попали, сделали, молодцы. Ещё смотри: мы едем в Крым, на фестиваль. По программе «Большие гастроли» ТЮЗ был в том же Крыму, в Симферополе. Театр кукол уже совершил две или три поездки на фестивали во Владимир, Луганск, Донецк. Царицынская опера играла в Москве, в Астрахани. Музыкальный театр на сцене ГЕЛИКОН-ОПЕРА играл «Обыкновенное чудо». Здесь я несколько спектаклей посмотрел, приезжал Ульяновский театр. Татарский театр на языке играющий — это ценно, это здорово! Приезжал с полным репертуаром, со всей труппой на три дня Краснодарский академический театр, это замечательно! Царицынская опера провела фестиваль свой — выезжали и в Краснодар, и в Москву, повторюсь.
То есть, это первый год, когда…
Я не говорю, что каждая поездка волгоградских театров вызывает какой-то фурор. Но никто, по крайней мере, негатив не выплёскивал. Это раньше можно было куда-то поехать и утаить, как тебя приняли. Сейчас, когда есть компьютер, ты ничего не утаишь. Люди пишут и их невозможно заставить писать неправду.
Так вот это движение – это нормально. То есть, у нас этого не было какое-то время или, можно сказать, давно не было. И власть предержащие люди, они, наверно, абсолютно здраво и правильно отреагировали на Год театра. Я очень хочу их попросить и в дальнейшем надеяться, что 1 января 2020 года дверь эта не закроется. И активные действия будут продолжаться.
О местных грантах я уже сказал, но есть ещё и федеральные программы. В любой федеральной театральной программе основная часть денег из Москвы, но в ней обязаны (по уставу этой программы) участвовать в том числе и деньгами регионы, в которые эти федеральные деньги идут. В нашем случае это выглядит так. Молодёжный театр ещё в этом году со дня на день должен получить микроавтобус. Это по федеральной программе, но и наша власть вложила средства. Если брать шире, посмотри: ТЮЗ сейчас развивает проект масштабной реконструкции. Реконструкция там планируется многомиллионная! И слава Богу! Парк «Сказка» сделали, заборы сняли, а фасад ТЮЗа там в жутком состоянии, здание ободранное! Вот его будут ремонтировать
Театр кукол ждёт обещанную Андреем Ивановичем «Победу». И сделают если – слава Богу! Важно, что одновременно с творческим идёт движение техническое. Даже элементарно… Вот в Молодёжный театр мы купили несколько необходимых фонарей, который стоят по 70-80 тысяч рублей. Но они действительно необходимы для правильного визуального восприятия спектакля.
Вчера у нас на открытии был Виталий Викторович Лихачёв, мэр города. Поклон ему низкий. Он реально помогает театру. Я с ним за год — лично я — встречался раз десять, наверное. И у него в кабинете, и в театр он приходит. И по рабочим вопросам, и на спектакли.
Походка с поджатым хвостом
То есть, вот это движение в части театра, по крайней мере, на мой взгляд, очевидно. В соответствии с этим… Я же общаюсь с кем-то, встречаюсь. И могу сказать, что чисто физиономически… Вот у многих деятелей театра в глазах уверенности прибавилось. Пропала эта походка с поджатым хвостом.
–Забитость пропала?
– Да! В разговорах, в общении, в мироощущении плечи расправились.
Было начало года театра, Южный федеральный округ проводил театральный форум в Адлере, в Сочи. Это было самое начало марта. Там были руководители театров. При том, что живём в одном городе — мы редко общаемся, парадоксально. А там мы все в одной гостинице оказались, и там было руководство музыкального театра, Молодёжного театра, Царицынской оперы, Казачьего театра. И мы как раз там вот разговаривали. Это было начало года и все были немного на пессимизме, гадали: обманут – не обманут, будет – не будет… И вот сейчас театры открывают сезоны, мы встречаемся — и я вижу совершенно другой настрой. В глазах уверенность, в хорошем смысле уверенность, в завтрашнем дне.
Ну ты сам посмотри, Царицынская опера… «Князь Игорь», 100 человек играет на сцене! Ещё раз, это «Князь Игорь», на всякий случай! Мы все желаем им только успеха. Но ты подумай, какой уверенностью в собственных силах надо обладать, чтобы решиться на это!
Если человек не идиот (а Пикман далеко не идиот, а умнейший человек и фантастический руководитель), так вот, если он решился на ЭТО, значит, он понимает, что театр соответствует этой высочайшей планке. Нет, ну ты подумай просто: в Волгограде «Князь Игорь»! Ты мог себе три года назад представить? Декларировать можно что угодно, обсуждать и что-то там вздыхать, но это факт!
– Я, когда брал у Леонида Пикмана интервью зимой, 23 февраля мы общались, он когда сказал о малой части своих планов на «Кармина Бурана» и «Князя Игоря», я так про себя подумал: «Дерзко, конечно, это всё». И вот «это всё» воплотилось!
– Я был в июне у них на «Кармен». Они приглашали какую-то суперроссийскую оперную диву, она пела «Кармен». И вот 4 октября иду на премьеру «Князя Игоря».
– Я бы тоже бы пошёл бы… Но билетов нет! К счастью для театра и увы мне…
– Увы… Продолжаем экскурс в год театра. Ну, про «Чайку» мы поговорили. А вот чем не сенсация: в феврале — ни больше, ни меньше — главы «Братьев Карамазовых» вышли в ТЮЗе! Ну как часто в Волгограде вообще Достоевского играли и, в частности, в ТЮЗе?! На моей памяти, я там работал 11 лет, то есть, сейчас уже 20 лет не работаю, но я про Достоевского там не очень слышал. Значит, наверное, тоже коллеги подумали о том: «а можем ли мы?» И смогли!
Мольер в Волгограде
– Ну да, это дерзость такая была с высокими ставками.
– Если человек вменяем, то дерзость эта должна основываться на какой-то базе. Если дурак, то всё понятно — он может дерзить, хамить, болтать безответственно. В ТЮЗе дураков нет. Значит, соответственно, возникла платформа, на которой эта дерзость творческая базировалась и дала стимул к росту.
– Если мы уже о классике заговорили и о дерзости… Я смотрю, вы решили Чеховым не ограничиваться, а рванули ещё дальше? На Мольера замахнулись?
– Да! «Сганарель» Мольера, 11 октября премьера. А началось всё в конце сезона. Сразу после выпуска «Чайки» буквально через неделю приехал Дмитрий Сарвин. Это очень хороший, талантливый, правильный, понимающий, с большим очень юмором режиссёр из Питера. Причём его уникальность в том, что он театральный режиссёр и театральный художник.
– О, как здорово!
– Причём не доморощенный, а профессиональный. С большим багажом великолепных работ. И вот это для «Молодёжки» впервые, когда над спектаклем работают режиссёр и художник в одном лице. Как говорят опытные театральные дяди, художник – это 30-40% спектакля. И обычно взаимодействие «режиссёр — художник» это или тандем, или творческие скандалы. Ну, а Сарвин – это первый случай, когда он сам с собой в тандеме. Режиссёр разговаривает с художником, обсуждая сам с собой, устроит ли его, режиссёра Сарвина, оформление или костюмы художника Сарвина. Это первый раз у нас такое.
Что касается «Сганареля», то эта пьеса – фарс абсолютный, такой почти анекдот, которому 300 с лишним лет. И вот, когда мы вернёмся из Ялты, у Дмитрия будет 5 дней, чтобы подготовить к жизни и выпустить, родить спектакль. И 11 октября будет премьера. Мольер в Волгограде. Я сейчас не буду точно говорить по годам, но за последние лет 30 я не припоминаю такого.
Ведь Мольер — это довольно сложно. Потому что это же белый стих, пятистопный ямб, да ещё и переводная пьеса. Этот проект, возвращаясь к нашим делам, тоже принципиально было его нагрузить, сбалансировать для Молодёжного театра. Даже отцов там играют ребята, которые, конечно, уже не молодёжь, но ещё и далеко не ветераны. Но это для молодёжи проект, и там будут заявлены новые актёры. Мы же пополнились, так сказать, у нас пять новых человек выходит в этот сезон. И вот трое из них, они там на больших ролях в «Сганареле».
Не брать легионеров
– Они же выпускники нашего Института искусств и культуры? А кто им преподавал?
– Значит, у нас там такой набор. По-моему, Дима Машков при ТЮЗе заканчивал, Вера Шаркова пять лет назад была выпускницей Отара Ивановича Джангишерашвили. Миша Гордеев – это тоже курс Отара Ивановича. И вот сейчас мы взяли двух выпускников июня этого года, то есть, ещё не остыла попа от институтской скамьи. Они на кафедре актёров драматического театра у Сергея Александровича Алёшина. Понятно, что здесь структура приглашения зависит от прописки. Сейчас все театры кроме московских — не только наши — лишены возможности снятия квартир, потому что это дополнительные деньги. Поэтому бриллианты ищем среди волгоградских ребят. Это данность.
– Получается, что установка не брать легионеров она как бы и сюда транслируется.
– В этом плане все театры патриоты (смеётся) на 188%. Только местные!
– Детский спектакль «Фунтик» с 2017 года идёт с большим успехом. Я несколько раз пытался прийти на него, но мне не доставалось билетов. В прошлые зимние каникулы мы с детьми на него попали. Очень понравилось. Сейчас, насколько я понимаю, вы готовите «Снежную королеву» к новогодним праздникам?
– Да, «Снежную королеву» ставлю я. Могу тебе первому сказать, премьеру на 20 декабря мы планируем. Чтобы ты за билетами не ходил, я тебя сейчас и приглашаю!
— Спасибо, но я по пригласительным не очень. Стараюсь билеты покупать.
– Тогда позвони и скажи: «Я приду!», чтобы я тебе оставил на кассе. Значит, 20 декабря. Подготовительная работа уже практически заканчивается. Всё лето мы тесно общались с Кириллом Мартыновым, тоже хорошо знакомым волгоградской публике. Замечательный петербургский художник! Кстати, «Чайка» — это тоже его спектакль, и «Свидригайлов» — его спектакль, «Пиковая дама», и «Чонкин». Мы с ним всё лето обсуждали этот материал, у него на стадии завершения эскизы декораций и костюмов. С композитором тоже определились…
– Это мюзикл будет?
– Ну, скажем так, это будет не мюзикл, но это будет спектакль, насыщенный музыкой и с несколькими вокальными номерами. Композитор наш из города Волжского. Хореография хорошо знакомого волгоградцам Дениса Постоева. А воплощает замысел великий русский режиссёр Владимир Бондаренко (смеётся).
Мы возвращаемся из Крыма, 11-го выходит «Мольер», а 12 октября я начинаю репетировать «Снежную королеву».
– Поскольку вас ожидает в высшей степени интенсивный сезон, в Крыму вам впрок нужно зарядиться свежим воздухом, энергией моря и солнца, а также массандровскими напитками.
–Я так чувствую, что принимающая сторона это тоже понимает и войдёт в наше положение. После спектакля, который состоится 2 октября, у нас будет ещё три дня, и программа, которую ты сейчас огласил, должна быть непременно выполнена.
– Будем надеяться, что Крым вас встретит хорошей погодой и тёплым морем…
– Я планирую после нескольких стаканчиков напитков из Массандры окунуться в море. Впрок, так сказать.