Кунг-фу пришло в нашу жизнь не вчера. Скорее, глубоко позавчера, ещё во времена СССР. Полуподпольные секции существовали с конца шестидесятых в основном в восточных провинциях Союза. Но активный интерес к этому боевому искусству проснулся в конце восьмидесятых благодаря гонконговским боевикам, с перестроечной оттепелью проникшим, в том числе, и в Волгоград.
Казалось бы, столько времени прошло и никаких «белых пятен» в истории ушу не должно было остаться. И всё же они есть. Некоторые особенно интересные моменты попробуем прояснить в беседе со старшим тренером Волгоградской Региональной Федерации Ушу, с «Shi di chu ma» – в переводе с китайского, молодого мастера этого загадочного вида спорта Русланом Раззареновым.
Спраvка:
Раззаренов Руслан Анатольевич
Руководитель клуба Volga Wushu.
Мастер Спорта России по Ушу.
Образование: магистр ВГАФК, выпуск 2019
Стаж работы: 6 лет
Призёр Чемпионата Европы по Ушу 2016 года
Многократный победитель и призёр всероссийских и региональных соревнований по Ушу
Старший тренер Волгоградской Региональной Федерации УШУ.
龍爭虎鬥
Volganet.net: Начнём с начала. Ушу и кунг-фу. Есть ли разница между этими понятиями?
Руслан Раззарёнов: Ну, вообще мастера говорят, что кунг-фу –это мастерство. Мастерство в чём-либо, это мастерство в своём деле. Вот человек рисует — то есть, он постигает кунг-фу в рисовании. Получается, что человек, достигающий уровня мастерства в ушу, становится мастером кунг-фу. Это если о философии говорить. Но есть и прикладное толкование.
В документах, сопровождающих наши спортивные мероприятия, пишут, например: «состоялся семинар по ушу (кунг-фу)», то есть, это синонимы, если говорить о традиционных видах ушу.
– Некоторых отпугивают пришедшие из фильмов регулярные отсылки к «особой энергии Ци» и рассказы о том, что ушу — это не только спорт, но и поиск духовной гармонии. Люди думают, что школы и клубы ушу — это какая-то секта.
– Ерунда какая-то. Хочешь заниматься ушу как спортом – занимайся. Хочешь заниматься своим духовным развитием — пожалуйста. Это не обязательно взаимосвязанные вещи.
– Короче говоря, в ушу не заставляют всех срочно Будде поклоняться и поститься в ожидании просветления?
– Да вы что! Нет, ни в коем случае! Ушу вообще вне каких бы то ни было религиозных шор. И православные занимаются, и атеисты. У нас и мусульмане занимаются активно. Посмотрите на дагестанских спортсменов или, скажем, из Ирана очень сильные команды приезжают на турниры. И то, что их девушки ходят в специальных одеждах, никак не мешает им завоёвывать призовые места.
— Вы давно занимаетесь ушу? Помните первый день в зале?
— Достаточно давно, уже 17 лет, получается. В 7 лет меня родители привели к Владиславу Викторовичу Воронину в Городищенскую спортивную школу, по месту жительства, как говорится – потому что это близко от дома было… Вот буквально первый день не помню, но помню первое время. Тогда меня часто выгоняли из зала за болтовню, нарушение дисциплины. Очень хорошо помню, как меня сначала отправляли делать отжимания, хождение гусиным шагом, ещё какие-нибудь упражнения, а уж потом уже отправляли домой.
— Когда пришло решение взяться за ум?
— До 9 лет я посещал тренировки потому, что меня туда просто отводили родные. А потом пришло решение, что нужно перестать валять дурака и заниматься более серьёзно.
Помню, что толчком для этого послужили летние сборы в Волжском. Мы с группой ребят из Городища каждый день ездили в Волжский на тренировки. Там группы детей готовились к чемпионату в Китае, какое-то крупное международное соревнование планировалось, а меня просто за компанию туда возили, и я зажёгся, начал более активно заниматься.
臥虎藏龍
— Руслан, ещё с советских времён в Волгограде, наряду с игровыми видами спорта, традиционно были развиты различные виды борьбы и бокс. В последнее время к ним добавилось ушу. С чем это связано?
— Я думаю ,это связано с тем, что Федерация ушу России становится всё более крепкой и ведёт большую работу по продвижению этого вида спорта. В Москве открылся Дворец ушу, и количество людей сразу увеличилось. Волгоградская региональная Федерация ушу тоже растёт за счёт людей, которые посещают секции. Откуда они берутся? Да элементарно хотя бы просто видят представителей нашего вида спорта, выступающих на открытых мероприятиях на разных площадках. Это необычно, ярко, впечатляюще. Многие решают привести своих детей и сами приходят – возраст ушу не помеха.
– Чаще мальчиков или девочек приводят в секции ушу? Кто активней занимается?
– А вот это интересно. С одной стороны — из занимающихся в целом гораздо больше мальчиков. Но почему-то на соревнования приезжаешь, смотришь: как-то пополам получается. Видимо, в области на ушу идут в основном мальчики, в городе превалирует женская составляющая.
— Помимо зрелищности, почему родители приводят детей на ушу?
— Очень часто это происходит по совету врача. Допустим, у ребёнка есть какие-то осложнения, неправильно развивается организм, особенно что касается позвоночника: сколиоз, плоскостопие, слабый мышечный корсет. Очень многие врачи советуют ушу, потому что, во-первых, в этом виде спорта (не считая стиля саньда) нет прямого контакта с соперником.
И многих родителей подкупает, что ребёнку не будут давать по голове, но при этом он научится отрабатывать инерцию, он сможет бить, потому что все удары мы отрабатываем на тренировочных «лапах». Важно при этом, что, помимо, как мы уже говорили, зрелищности, дети очень хорошо крепнут в физическом плане.
Допустим, в Городище, где я тренирую, между школами проводятся постоянные соревнования. Между общеобразовательными школами, я имею в виду. Разные соревнования: военно-патриотические, спортивные состязания — и вот я знаю, что ребята, которые занимаются у нас, от своих школ выезжают на такие состязания и постоянно выигрывают. Потому что в их школах самые здоровые, самые подготовленные ребята – наши ученики. Это и родителям ребят из Городище хорошо известно. Они знают точно, что если ушу, то ребенок будет физически развит. Вообще всесторонне развит.
— Какой вид спорта или искусства может быть гармонично сопряжён с ушу, как вы думаете?
— О своём опыте скажу сначала. Параллельно с занятиями ушу я ходил в «музыкалку» и в художественную школу, и на волейбол, и в баскетбол гоняли с ребятами. Даже экстремальные виды спорта меня увлекали: на скейтборде катался, на велосипеде BMX.
– И это не мешало?
– Ну, вообще-то мешало. В основном мешало конкретно занятие экстремальным видами спорта, в плане травм мешало — я помню, что с велосипеда упал, и у меня было сильное растяжение голеностопа. Я выпал из тренировочного процесса на пару месяцев. И я от экстремальных увлечений поэтому отказался. В конечном итоге осталось только ушу.
Вернёмся к вашему вопросу.
Я знаю, что многие дети, которые занимаются у меня, ходят на плавание параллельно. И это очень хорошо, поскольку плавание гармонично развивает организм, это один из видов спорта, где работает всё тело.
– Это в части спорта, а если говорить об искусстве?
– Если кто-то вне тренировочного процесса развивается в плане культуры и искусства — я только «за». Потому что, когда ребёнок занят чем-то интересным, чем-то полезным, это в тысячу раз лучше просиживания времени в планшете либо курения в подворотне. Проводить время в «музыкалке», в «художке» – это не скучно, на самом деле. Это важно – со временем это особенно точно понимаешь. У нас есть дети, которые на тренировки приходят с сольфеджио. И я этому очень рад.
龍少爺
– Откройте секрет, «какое кунг-фу лучше»? Какие стили ушу существуют вообще и какие стили ушу особенно развиты, в частности, в Волгограде и в Волгоградской области?
– Стилей существует очень много — настолько много, что их даже объединили в группы, и по правилам российских турниров спортсмены выступают по 6 группам. Первая группа — это синъицюан и багуачжан, то есть, внутренние стили; вторая группа — это шаолиньские виды; третья группа — это «северные кулаки»; четвёртая, если я не ошибаюсь, – «южные кулаки», пятая группа — это пигуа, шестая — дитан и подражательный стиль. Но в каждой группе есть ещё, если так можно сказать, и подгруппы, подразделения.
Что касается Волгограда и области. Мой тренер Владислав Викторович Воронин отлично знает первую группу, третью и четвёртую группы — эти стили в Волгограде неплохо развиты. У нас вообще много хороших преподавателей. Вот Куличкин Сергей Николаевич по южным стилям очень хороший мастер. У нас Скрипкин Олег Петрович в Красноармейском бацзицюань тренирует.
– А вы какой стиль практикуете?
– На чемпионате России я занял третье место в первой группе — синицъюань. Этот стиль практикую сейчас более активно, а раньше выступал по южному стилю.
О синицъюань. Это внутренний, более закрытый, более китайский что ли стиль направления ушу, который больше характеризует общенаправленную, в первую очередь, духовную работу. То есть, как говорит мой мастер, «каждый удар, каждый удар ты должен сначала продумывать, выстраивать в своей голове».
– Волгоградские спортсмены выступают только в России или покоряют и другие страны?
– И в России, и за её пределами. У нас очень сильная школа саньда (вид ушу, построенный на прямом контакте соперников – Volganet.net), например. Редкий турнир обходится без награждения волгоградских спортсменов. Если о бесконтактных видах говорить, то из того, что сразу в голову приходит: мои товарищи, ребята из нашей школы, в 2012 году выезжали в Китай на международный крупный турнир по кунг-фу. Заняли там призовые места.
– Из Городища?
— Да, из Городища. Ученики Владислава Викторовича Воронина.
– Городище – это прямо какой-то волгоградский Шаолинь!
– Да-да. В Волжском тоже сильные традиции ушу. Молнацкий Сергей — один из первых спортсменов, которые выезжали на Чемпионаты мира.
– Мне вот что не очень понятно. Ушу — это же очень зрелищный вид спорта. У нас есть классные тренеры. Наши спортсмены получают награды на различных турнирах. Но при этом я почему-то не вижу активной рекламы этого – как угодно – и спорта, и искусства. С чем это связано? Вы бережёте своё тайное, сакральное знание?
– Если честно, я сам задавался этим вопросом, но тоже не мог найти на него ответ. Может времени не было на это, может, к продвижению не очень серьёзно относились – не знаю. Это действительно парадокс: федерация у нас развита, а в городе как вид спорта ушу не знают. Даже моя девушка до знакомства со мной вообще не имела представления об ушу, думала, что это название какой-то экзотической еды.
То есть, сегодня понимание того, что нужно заниматься промоушн, есть. И спасибо вам, что вы нам в этом помогаете.
武器路径
– Один из наиболее зрелищных видов ушу – это упражнения с оружием. В Волгограде эти направления изучаются?
– Да, конечно. И не только в Волгограде. По регламентам соревнований мы обязаны выступать в спортивной программе с коротким и длинным оружием.
– А можно подробнее?
– Короткое оружие – это меч. Если говорить о стиле «южный кулак», то это широкий меч с кольцом внизу рукояти без платка. Он называется наньдао.
У северных стилей — чанцъюань, это саблевидный меч с платком на рукояти. Этот меч называется дао. И узкий прямой меч — цзянь. Это если мы о мечах говорим. В обязательной программе есть длинное оружие. Например, палка – гунь, Цянь – копьё и няньгунь — южная палка, она толще, чем гунь, делают её из китайской ивы, по-моему.
По традиционной части очень много оружия, которое пришло к нам из глубины веков. Их объединяют в группы по схожим признакам. К такому оружию относятся, например, веера или лавочки…
– Не понял… Лавочки?
– Ну да, лавочки. Я видел выступления с лавочками, с тростями. Традиционные длинные виды оружия — это копья, вилы различные, алебарды. Интересно, что спортивные алебарды довольно лёгкие — они примерно 1,5 кг весят, а есть настоящие весом около 30 кг. То есть такие, с которыми древние воины сражались. И в пешем строю, и на коне прямо рубили от плеча. Короче говоря, длинное — это оружие, которое длиннее человека.
– Мы сейчас говорим о различных видах оружия. А вот возвращаясь к мечам… Они в прикладном, так сказать, смысле могут быть использованы?
– Нет. Это исключительно спортивное оружие. Спортивный меч мягкий. Это нужно, чтобы он вибрировал, звенел. Для того, чтобы показать выражение силы, красоты, чёткости движения. Металл спортивного меча настолько мягкий, что порой рвётся в движении. Поэтому никакого прикладного, боевого характера он не может иметь.
С копьём сложнее. Поскольку оно всё-таки из дерева, можно и бахнуть по голове кому-то, как и палкой. Но всё равно палку и копейное древко сейчас стараются делать тоньше, чтобы они были полегче и более гибкими. Таким деревом нанести какое-то увечье или травму будет тяжело – оно просто сломается о человека.
Это раньше мы занимались с такими плотными палками, что, когда по башке прилетало, полчаса стоишь, за шишку держишься.
第一步
– С какого возраста можно и нужно начинать занятия ушу?
– Раньше я начинал тренировать детей с 6-7 лет. Сейчас считаю, что оптимальный возраст это 5 лет, потому что в это время закладывается основа спортивной, физической и технический подготовки. Занятия на этом этапе проходят в основном в игровой форме. В играх, которые я им даю, дети получают базовые элементы ушу, которые с возрастом доходят до автоматизма. Они, повзрослев, уже не задумываясь выполняют их. То есть, организм уже привык это выполнять. Я считаю, что в 5 лет… даже в 4 года можно приводить. У ребенка в таком возрасте более мягкие суставы, его растянуть намного проще, а потом эту растяжку просто поддерживать. В 6 лет уже ребёнок немножко сложнее устроен.
Понятно, что я говорю об идеальной ситуации. Разумеется, приходят дети и в 7 лет, и в 8 – со всеми занимаемся.
— Во всех «кунгфушных» фильмах герои прыгают, как будто у них пружины на ногах. Прыжковую технику и акробатику изучаете?
– Конечно, да. Я, как старший тренер сборной, понимаю, что ушу без прыжков — не ушу, нельзя выступать без прыжков, невозможно. Поэтому в специально подготовленном акробатическом зале физкультурной академии я провожу специальные тренировки с членами сборной. Выставляем акробатические элементы и прыжки.
И у детей должно уделяться огромное количество времени прыжкам и акробатике. Не с первого года, разумеется, с 6-7 лет. Так, чтобы к 11-12 годам у спортсмена уже была наработана определённая база прыжковой техники, вращений, ударов.
– А от родителей зависит что-нибудь? Вы с родителями как-то взаимодействуете?
– Ну, я во время учебного года на родителей стараюсь не наседать. Но вот когда начинается какой-то соревновательный этап, я где-то за месяц собираю родителей и настраиваю их на то, чтобы они помогали мне готовить детей. В первую очередь, чтобы они вместе с ребёнком определили цель: чего он хочет от соревнований. Некоторые дети едут, чтобы завоевать первое место, некоторые — чтобы выполнить разряд, некоторые едут просто первый раз выступить, а кто-то — чтобы просто не облажаться.
Не стоит закладывать в ребёнка, который едет на соревнования в первый раз, требование непременной победы. У него должна быть мысль о хорошем выступлении, чтобы он понял — главное без страха выти на ковёр. Родители — главные помощники тренера в том, чтобы заложить в голову ребёнка правильные мысли.
А вообще всё зависит от цели. И, конечно, ребёнка, особенно в начале, надо позитивно стимулировать. Нужно, чтобы родители говорили: «Ты выступишь хорошо. Не волнуйся». Это тем, кто выступает в первый раз, повторю.
Тех, кто по срокам занятий должен завоевать какое-то призовое место, родители должны так же без надрыва и позитивно стимулировать: «Если ты поставил цель — иди к ней. Ты всё сможешь. У тебя получится взять место, разряд, квалификацию. Всё будет хорошо. Ты готов».
– В ушу вообще адекватные родители? Я почему спрашиваю: на тренировках по футболу, на тренировках по хоккею я сам видел, как родители стоят у бортиков и матом орут на своих детей, подстёгивают какими-то дикими мотивациями. У вас такое практикуется?
– Серьёзно? Для меня это дико, если честно.
Каждый ребёнок в меру своих возможностей занимается. Если он ленится, значит, он просто ленивый. Зачем над ним издеваться и как-то его морально уничтожать? У нас такого нет, даже представить такое не могу. Если бы делали, я бы, конечно, жёстко поговорил с ними на эту тему.
И вообще я не пускаю родителей на тренировку, если это не открытая тренировка, конечно, когда родители должны посмотреть, как ведёт себя ребёнок в той или иной части тренировки. А так я такого не замечал, чтобы родитель стоял и говорил: «Как ты плохо делаешь». Если ребёнок старается, а у него не получается, значит, он не то чтобы неталантливый, он просто мало отрабатывает эти элементы.
– Ушу – дорогой вид спорта?
– Вы имеете в виду в плане экипировки?
– Да.
– Ну, нам для тренировки нужны тапочки, кеды специальные, штаны и футболка. Это для тренировки. Кеды не так стоят дорого – около 1000 рублей, поменять эти кеды раз в год не так проблематично. Штаны, футболка тоже, я думаю, не больших денег стоят.
Но если говорить о соревнованиях, то там детям нужен костюм из шёлка. Хотя на начальном этапе дети, в основном, выступают в атласных костюмах из искусственного шёлка, потому что он дешевле, и нет смысла покупать дорогой костюм — ребёнок же вырастет через полгода… Ну и оружие. То есть, тренировочная одежда, костюм для соревнований и оружие – это всё, что надо.
С возрастом повышаются и требования. Сейчас для выступления на соревнованиях от областного до российского уровня нужно иметь сертифицированные обувь и оружие. То есть, обувь стоит 3,5 тысячи, меч стоит 2-3 тысячи, палка стоит тысячу.
– Ну, это щадящие деньги на самом деле. Вполне доступные.
– Ну да. Хотя есть родители, которые хотят, чтобы их ребёнок очень красиво выглядел, поэтому покупают костюмы за 15-20 тысяч.
– Вот это интересно, кстати. Я смотрел в Instagram, на YouTube: некоторые выступают в безумно дорогих костюмах каких-то немыслимых расцветок да ещё и с ручной вышивкой. Это как-то регламентируется? Есть какие-то требования, или каждый во что хочет, в то и одевается?
– Конечно. Потому что костюм должен соответствовать тому виду, в котором выступает спортсмен. Если это «южный кулак», то костюм короткий, без рукавов. Если это «северные кулаки», то рукав в три четверти. Если внутренний стиль тайцзицюань, то это рукав прямо по самую кисть. И обязательно на костюме 7 пуговиц. А сверх этого — как у тебя душа пожелает. Но я знаю, что Российская федерация ушу не одобряет буйство красок. В приоритете расцветки классические: красный, синий, белый и ничего другого.
Я был свидетелем такой ситуации. Был отбор на чемпионат Европы, отсматривали внутренние стили. Там выступал парень в зелёном костюме, точнее, болотного цвета костюм был у него. Он его только заказал, костюм стоит 16 тысяч рублей. Надел на выступление. А ему член судейской коллегии говорит: «Костюм поменять».
– Назовите, пожалуйста, художественные фильмы, которые нужно посмотреть человеку, думающему о занятиях ушу.
– Ну, наверно, сейчас самый популярный фильм «Каратэ-пацан». Хотя название совершенно не отражает сути. Там из каратэ вообще ничего нет, там конкретно речь идёт прямо про ушу. Это фильм с Джеки Чаном. Это раз.
Детям обязательно смотреть «Кунг-фу Панда». Мы постоянно его смотрим, когда на сборы в лагерь выезжаем, как-то они заряжаются от этого фильма. И «Каратэ-пацан» тоже на самом деле очень мотивирует, дети после просмотра этого фильма на следующий день на тренировку прямо бегут, чтобы отработать. Потом мне очень нравится «Ип Ман». Он про Вин Чун – это ещё один стиль ушу. «Убойный футбол» — там как раз всё про ушу.
偶像
– А у вас есть кумиры в ушу?
– Скорее не кумиры, а спортсмены, за которым хочется наблюдать, у которых есть чему поучиться. Очень классно выступает и прямо сейчас вот он на подъёме своего спортивного потенциала из Перми спортсмен — Алтышев Артём.
Выступает в наньцюань, то есть, в том виде, где я выступал. И вот он младше меня на несколько лет, но он очень классно выступает — смотришь и просто видно огонь в глазах. Техника, скорость, передвижение, это очень классно. Он выполняет всё очень чётко, его выступления можно смотреть, мне кажется, бесконечно. Я постоянно, когда приезжал на соревнования, в свободное от своих выступлений время приходил посмотреть, как выступит Артём.
– А из девушек?
– Наверно, тоже по южному наньцюань Ившина Татьяна, заслуженный мастер спорта, она тоже из Перми. У них там какая-то кузница спортсменов. Сейчас она уже не выступает — тренирует. Кстати, она недавно приезжала к нам в Волгоград на семинар.
Никогда не забуду, как я был на Чемпионате мира в Казани, который был в 2017 году. Я был там национальным судьёй, мы с командой ровесников и с теми, кто к ушу причастен, работали на организацию внутренних опережений по соревнованию. То есть, выведение спортсменов на ковёр, проверка инвентаря — вот эту всю работу выполняла наша команда. И мне довелось смотреть соревнования прямо в метре от ковра. И я видел прямо все выступления китайцев, и наших, и вообще всех спортсменов прямо вот вблизи. И я смотрел выступление Татьяны Ившиной, переживал, болел, было очень круто.
– Наши спортсмены могут выступать с китайцами на равных?
– У нас по женским видам как-то хорошо получается. Ившина Татьяна — она постоянно в тройке с китаянками боролась совершенно на равных. Дарья Тарасова обыгрывала китаянок. То есть, женские виды ушу могут конкурировать. А вот парням пока тяжеловато приходится, потому что у нас спортсменов, которые могут выйти на ковёр на равных с китайцами — их по пальцам пересчитать. А в Китае их огромный список.
– А правду говорят, что победители китайского внутреннего чемпионата на Чемпионаты мира не ездят, поскольку уровень внутреннего чемпионата выше?
– Несопоставимо выше, это безусловно. Потому что первая двадцатка китайцев может выезжать на все подряд соревнования и всё подряд выигрывать. Ну, видимо, они решили, что призёры выезжают на ЧМ, благо видов-то много. Они один вид выиграют, а остальные любезно отдают другим спортсменам. В том же 2017 году на ЧМ был китаец один. Какое-то невероятное исключение из обычного положения вещей: он упал, когда выступал с копьём, и не занял призовое. Ну и ему пришлось выступать второй раз, чтобы завоевать золото. Он, конечно, его выиграл и потом ушёл со спокойной душой.
– А какие-нибудь старты будут в ближайшее время?
– Да, у нас будет чемпионат области по ушу в декабре. И ещё у нас будут школьные внутренние соревнования в Городище, чтобы выбрать тех, кто будет выступать на областном турнире. Ну и выездные, конечно. В конце ноября традиционно поедем в Лазаревское на «Кубок Чёрного дракона».
– Ну что же, пожалеем вам удачи, успехов! А завершить интервью хочу вопросом, который мне с первого «кунгфушного» боевика покоя не даёт. В фильмах показывают: вот человек, он в школу там пришёл, его затретировали, и он пошёл к мастеру, за месяц научился и стал каким-то великим бойцом. Такое возможно?
– Ну, если его затретировали, значит, он не может за себя постоять, значит, был слабым. И за месяц… ну, я не знаю, что он должен сделать… Он должен тренироваться каждый день по два-три раза, тогда у него может что-то получится, но даже и так – мне кажется, вряд ли. Ну, за два месяца ещё туда- сюда, но за месяц…
– Даже если Джеки Чан будет учить?
– Да тут даже дело не в учителе, а в ученике. Будет желание – будет победа!