in , ,

Сила света: о упущенных возможностях, или Как мог бы выглядеть Волгоград, если…

Мастер-план городу-герою был готов сделать всемирно известный урбанист Роже Нарбони.

Фото: компания "Светосила"

Как верно подмечено, лучше сделать и пожалеть, чем пожалеть о несделанном. Увы, Волгоград уже не раз упускал возможности – большие и маленькие. К примеру, для нашего города мастер-план освещения готов был сделать известный во всём мире светодизайнер, урбанист Роже Нарбони, но городу-герою такая тема оказалась неинтересной.

Об этом и многом другом корреспондентам Volganet.net рассказал человек «со светлой стороны», директор компании «Светосила» Игорь Бородов.

Почему ёлки бывают зелёными

Компания «Светосила» разрабатывала проекты освещения для Волгограда давно. Преобразились сквер на проспекте Ленина между педагогическим и техническим университетами, Аллея Героев.

Кто забыл, ещё в начале 2000-х Аллея Героев была в эдаком «колхозном» состоянии: здесь стояли жуткие световые 12-метровые опоры с гигантскими «лопухами» – консольными светильниками с ртутными лампами. Такие использовали разве что в захудалых деревнях, где денег на приличное освещение не хватало. По заказу администрации Волгограда компания разработала проект, который реализовывали несколько лет.

Сначала подсветили стелу, аллею, потом досталось даже ёлкам. Причём зелёную подсветку они получили благодаря личному пожеланию Александра Маслова, который на тот момент занимал пост вице-мэра.

– Мы пытались отговорить администрацию от «зелёных» ёлок, – смеётся Игорь Бородов. – Но тщетно. Как объяснить, почему это плохо?! В России тоже научились делать свет хорошо. Москва, Санкт-Петербург уже показывают красивые проекты подсветки. Но я всегда гляжу на итальянцев. Я считаю, что в плане вкуса и взвешенного подхода они круче всех – французов, немцев… Хотя у тех и у этих тоже есть хорошие примеры работ со светом. Так вот итальянцы пришли бы в шок от наших «зелёных» ёлок.

Рассказывая о световом оформлении города, Игорь утверждает, что у нас в этом плане ещё поле непаханое. Однако светомастер предостерегает – главное, чтобы не получилось «краснодарского» стиля.

– Да не обидятся на меня соседи, но пёстрая наружная реклама, цветная подсветка, которую мы уже назвали «кубанойдством», – это как раз пример того, как мы выглядим со своими «зелёными» ёлками.

Проморгали революции

По словам Игоря Бородова, проблема освещения остро стоит не только в Волгограде, но и во всей России (опять же исключая Москву и Питер).

– Мы проморгали несколько технических революций в свете, которые произошли во всём мире. Сначала на смену обычной газоразрядной лампе низкого давления пришли лампы высокого давления. Это было в 80-х годах. В это время мы вовсю продолжали пользоваться ртутными лампами низкого давления. Когда весь мир уже пользовался малокорпусными лампами, к нам только пришли лампы высокого давления. Не буду перечислять всего, но мы опаздываем лет на десять-пятнадцать, – говорит Игорь.

Потому неудивительно, что в Волгограде только сейчас начали реализацию некоторых проектов, которые были разработаны 10 лет назад, с учётом технологий и оборудования, актуальных десятилетие назад.

Свет на кургане

Так получилось, к примеру, с Мамаевым курганом, проект освещения которого по заказу Минкультуры полностью разработала компания «Светосила».

3D-визуализацию для него делал польский разработчик компьютерных игр, у которого дед воевал в той войне. Для поляка было нереально круто выполнить такой заказ, потому и цена по тем временам (ещё 10 лет назад в России почти не знали про 3D) была чисто символическая.

– Проект как документ нами был сдан в 2010 году, а реализовывать его начали в 2017-м, – поясняет Игорь Бородов. – Можете представить, насколько далеко за это время ушли технологии!

Как считает Бородов, проект благоустройства и освещения Мамаева кургана должен быть выполнен по классу премиум.

– Если ёлки, то заказанные в единственном питомнике на Марсе, привезённые специальным кораблём, если светильники – то самые лучшие, – смеётся урбанист. – Тогда сюда будут приезжать миллионы туристов, чтобы увидеть ЭТО. А пока мы подкрашиваем сарай белой краской… Именно от такой идеи – сделать всё по высшему разряду – мы отталкивались, разрабатывая проект освещения на Мамаевом кургане. К сожалению, полностью он так и не был реализован, поскольку власти не хотели слушать, а руководство музея-заповедника преследовало свои интересы, не желая работать по «чистым» схемам.

В итоге вдоль лестницы на Мамаевом кургане появились опоры освещения, совершенно меняющие облик Главной высоты России.

– Мне интересно, кто ставил эти светильники, полагали, что Вучетич и коллектив авторов не знали, что можно здесь вкопать столбы? На мой взгляд, это совершенно возмутительно.

По изначальному проекту Мамаев курган должны были освещать тысячи источников света. В нём не было ничего выпуклого, что изменило бы форму кургана. По утверждению специалиста, светильники можно поставить так, что ночью из квадратного получится круглое.

– По нашей задумке вдоль лестницы по краю бордюра должны были быть установлены низкие светильники, освещающие лестницу низким светом. Зато подсветку братской могилы выполнили в соответствии с нашим проектом. Сейчас с самолёта видна пунктирная линия в форме буквы Z. Однако саму статую «Родина-мать зовёт!» подсветили безобразно, о чём на всю страну заявил Артемий Лебедев, – говорит Бородов. – В общем, какие-то небольшие куски наших задумок всё же реализовали, а остальное – как тот сарай подкрасили краской…

Мастер-план

Мало кто знает, но у Волгограда мог бы появиться мастер-план освещения. Мог бы, но не появился.

– 10-12 лет назад все крутые города стали делать мастер-планы освещения. Нам тоже пришла в голову идея сделать такой план для Волгограда. Мы вышли с предложением на мэра города Романа Гребенникова. И тот её поддержал.

Дальше ситуация развивалась по фантастическому сценарию. Представителям волгоградской компании удалось договорить со всемирно известным урбанистом, светодизайнером, архитектором по свету французом Роже Нарбони, услуги которого стоят сотни тысяч евро.

Фото: компания «Светосила»

– Мы написали ему письмо, а узнав, что это будет делаться для Сталинграда, господин Нарбони заявил, что готов отказаться от собственного гонорара, попросив оплатить лишь работу его группы и организационные расходы. Ценник для человека, который делал мастер-план освещения Парижа, оказался чисто символический – 30-50 тысяч евро, – говорит волгоградский урбанист.

Начались переговоры, а через три месяца Романа Гребенникова сняли с занимаемой должности…

– У нас был шанс, но мы его упустили. За последующие десять лет никто из властных структур темой создания такого мастер-плана не заинтересовался, хотя мы писали письма и в мэрию, и в областную администрацию губернатору.

Где светло – там безопасно

Мало кто поспорит с утверждением, что там, где светло, там безопасно. Потому, чтобы в городе стало спокойнее, нужно ставить не камеры наблюдения, а освещать тёмные закоулки.

– Нужно начать подсвечивать фасады, – считает Игорь Бородов. – Кстати, хочется похвалить некоторые проекты, которые уже сделал в городе Фонд капремонта. Но мне кажется, что статья «подсветка домов» должна стать обязательной при каждом ремонте.

А вот с утверждением, что всё равно вандалы всё разобьют, Игорь Бородов не согласен. За примерами ходить далеко не нужно. Стену дома Павлова более 10 лет назад подсветили мощными светильниками, вмонтированными в асфальт. Да, оборудование было дорогим, но оно того стоило.

Что такое хорошо и что такое плохо

Игорь Бородов может довольно жёстко высказываться о проектах освещения, которые появились в городе. К примеру, фонари-карандаши в пойме реки Царицы у интерактивного музея он назвал «кровью из объектива», поскольку, по мнению светодизайнера, такой вид подсветки нельзя использовать вообще. По его словам, он не только бьёт по глазам, но и уродует людей на фотографиях.

Что же касается положительных примеров, то мастер назвал подсветку моста через Волгу (которую, к слову, выполняла сама «Светосила») и подсветку Астраханского моста.

Фото: компания «Светосила»

– Я считаю, что проект освещения танцующего моста получился весьма неплохо, хотя можно было бы сделать лучше и шире, если бы позволяли финансы, – говорит Игорь. – Мост назвали танцующим, это мы хотели передать в свете, предлагая поставить на нём датчики ветра и нарисовать своеобразную тепловую карту. При помощи светильников RGB W разной силе ветра можно было задать свой цвет. Так что он не только переливался бы, но и был бы ещё информативным. Предполагалось, что будет и спокойный режим.

К слову, Игорь считает нынешнюю «светомузыку» не совсем верным решением.

– Это всё равно, что каждый день кормить человека трюфелем. Бесконечный праздник надоедает. Мост должен быть всегда только белый, никаких цветов, а особые режимы можно включать по особым случаям. Победил «Ротор» – зажгите бело-голубую подсветку, День России – включите триколор. А сейчас по кругу гоняют все возможные сценарии, которые мы писали и для будних дней, и для праздников. Вот это я называю «краснодарским» стилем.

Фото: компания «Светосила»

Мастер света вообще считает, что все волгоградские объекты, которые весьма неплохо были подсвечены за последнее время, – мосты, колесо обозрения, стадион, «шайба», – необходимо включать в единый сценарий. Тогда с Волги на город будет открываться действительно красивый вид, от которого у людей, обладающих тонким чувством прекрасного, не будет эстетического шока.

Снег, гололёд, туман и лёгкий мороз: нелётная погода ожидает Волгоград в среду

Начальник Волгоградского УФСБ Игорь Голдобин стал генерал-лейтенантом