Про туризм как двигатель развития государства говорится давно и много. И это понятно, ведь для некоторых стран именно туризм составляет основу экономики. Конечно, в ситуации, когда весь мир закрывается в связи с угрозой пандемии, о развитии отрасли говорить не приходится. Однако, мы уверены, вирус отступит, и мы вновь вспомним о поездках, путешествиях и экскурсиях…
О том, в каком направлении развивается и будет развиваться эта отрасль в Волгоградской области, корреспонденты Volganet.net поговорили с руководителем Туристско-информационного центра Анной Корниловой.
Volganet.net: Аня, ты возглавила ТИЦ не так давно. Как первые впечатления?
Анна Корнилова: Месяц только прошёл, я возглавила ТИЦ 14 февраля. Но я очень хорошо понимала, куда иду. Я достаточно долго здесь работала и до этого, так что нового для себя пока ничего не открыла (смеётся).
– Давай начистоту: все знали, что ТИЦ работал во время Чемпионата мира, потом все думали, что он благополучно закрылся. А оказывается, он существует до сих пор. Для чего нужен Центр?
– На самом деле, ТИЦ существовал и до ЧМ. Это по большому счёту всемирная сеть центров, которые есть во всех городах мира. Именно поэтому к нам в основном приходят иностранные туристы, потому что буква i в кружочке для них является центром притяжения. Наша задача – дать людям информацию.
– Бесплатно?
– Все ТИЦы либо муниципальные, либо государственные, либо это какое-то партнёрство, но все они обязаны предоставлять информацию именно БЕСПЛАТНО. Кстати, иностранцы первым делом чаше всего идут к нам. И мы рассказываем нашим гостям о том, какие достопримечательности стоит увидеть, а куда ходить не стоит, даём список гостиниц, питейных и едальных заведений, контакты туроператоров, работающих в регионе. Одним словом, предоставляем всю информацию, которая нужна туристу. И так делают во всех городах – кто-то больше, кто-то меньше…
– То есть, среди ТИЦ тоже есть передовики и аутсайдеры. Где лучше?
– Естественно, самые лучшие Центры в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Казани и Екатеринбурге.
– А где хуже?
– Ну, не знаю. В принципе, ТИЦ должен быть, если не в каждом населённом пункте, то по крайней мере в тех городах, где есть туристическая привлекательность. Они работают непосредственно для туриста.
Звёздный час
– Ань, звёздный час волгоградского ТИЦа был во время Чемпионата мира по футболу. Сейчас не грустно работать?
– Действительно, во время ЧМ был, как ты правильно сказала, наш звёздный час. У нас работал колл-центр, в котором операторы говорили на нескольких языках, мы давали иностранцам всю информацию, помогали найтись потерявшимся и запутавшимся, помогали несчастным английским болельщикам придумать, что бы ещё такого хорошего им сделать в Волгограде (смеётся).
– Много, кстати, стран побывало в Волгограде?
– У нас вон даже скретч-карта мира висит. На ней, по сути, только Африка мало представлена, а так есть все континенты и большая часть стран – и даже Гренландии — у нас отметилась.
Поехал в Волгоград – попал в Сталинград
– Антарктиды нет совсем! Ты сказала о несчастных англичанах, а если серьёзно, то гости из какой страны показались самыми счастливыми?
– Не поверишь, самый счастливый турист был из Австралии. Приехал красивый, молодой парень. Что, спрашивает, у вас в Волгограде самое хорошее? Ну, с учётом возраста парня, конечно же, его интересовали молодые девушки (смеётся). Так вот он познакомился с девушкой, они пошли в кафе, и он начал ей слёзно рассказывать, что его бабушка из Сталинграда и, мол, он мечтает попасть в город, о котором столько слышал с детства. Девушка не растерялась, раскинула руки и произнесла: «So welcome!»
Парень в шоке, начал задавать вопросы. И только после длительных объяснений понял, что, оказывается, совершенно случайно осуществил свою мечту. Слёз было! Вот так вот, человек ехал в Волгоград, а оказался в Сталинграде – городе своей мечты.
– Многие ли, кстати, иностранцы знают, что два эти названия принадлежат одному городу?
– Честно сказать, не очень. Немцы знают, потому что они приезжают сюда чаще, посещают Россошки, помогают содержать мемориал. Знают некоторые японцы, англичане, австралийцы. В общем, кто в военной теме, те знают, а для остальных Волгоград – это город где-то в России, в котором проходил Чемпионат мира по футболу.
– Про Царицын, наверное, подавно никто не слышал?
– Ну, как бы так мягко сказать, даже жители России и то не все в курсе…
Месяцы-пик
– Сейчас как обстоят дела с турпотоками? Давай посмотрим на голые цифры! Сколько в месяц к вам обращаются иностранных и российских туристов?
– У нас есть «бухучёт» (смеётся). Мы ведём журнал, но точных цифр я назвать не могу. Каждый день к нам обязательно кто-то приходит.
Есть, конечно, дни-пик, как, например, 9 мая. Но сезон начинается с конца апреля и длится до ноября. На 9 мая уже сейчас у нас забронированы все гостиницы, по крайней мере, отельеры такую информацию выдают.
– Дата-то юбилейная!
– Такое происходит и не в юбилейные даты. Каждое 9 мая в Волгоград туристический аншлаг! К нам приезжают со всей России, очень много школьников, который привозят в рамках патриотической программы. И это очень здорово!
– Ань, ты сказала, что на 9 мая полная бронь, а как, на твой взгляд, служится ситуация в условиях пандемии? Не отменят ли все праздничные мероприятия на 9 мая, в том числе?
– Я не знаю, но мы готовы и готовимся.
Двери открыты для всех
– Предлагаю абстрагироваться от вопроса коронавируса и поговорить о привычном распорядке жизни. К примеру, житель Волгоградской области к вам может прийти? Например, житель Палласовки, приехавший в Волгоград, может обратиться в ТИЦ?
– Конечно, к нам может пройти любой человек. Более того, в Центре существуют, скажем там, местные, областные туры. Начиная с апреля, мы проводим бесплатные экскурсии по Волгограду для всех желающих. К примеру, водим людей по улице Мира, набережной… Это так называемые Free Walking Tours.
– Сейчас, точнее последние лет 15, очень много говорится о развитии туристического потенциала. Что, на твой взгляд, нужно сделать такого, чтобы этот потенциал раскрыть? И вообще, он есть в Волгоградской области?
– Конечно, есть. Я, сказать честно, очень отрицательно отношусь к ноющим людям, которые начинают говорить: тут ничего нет, надо валить… Такое потребительское поведение – это не ко мне. Я созидатель, мне нравится из сложного делать ещё более сложное (смеётся). Что за выражение САМЫЙ ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН? Мне здесь не скучно.
– Ну тогда рассказывай, как ты обычно веселишься?
– (Смеётся). На самом деле, если есть задача, её можно решить. В Волгоградской области есть прекрасная природа, просто места нужно знать. И как раз наша задача рассказать о таких местах. У нас есть потрясающие природные парки, которые, может быть, и медленно, но развиваются. Зачем ходить далеко: переехал через мост и оказался в удивительной Волго-Ахтубинской пойме, где работают просто потрясающие люди, настоящие энтузиасты своего дела. Смотрите, пару лет назад обустроили ерик Верблюд, теперь там есть комфортная зона отдыха, куда можно приехать и культурно отдохнуть в окружении прекрасной природы. Да, это платно, но плата чисто символическая, а раньше же там была мусорка.
Патриотизм как двигатель туризма
– В Волгоградской области действительно много красивых мест, но не все знают, как попасть в эти места.
– К сожалению, с логистикой как таковой пока существуют проблемы. Чтобы сделать такие оазисы доступными, нужна совместная работа с туроператорами.
– А сейчас такой работы разве нет?
– Она есть, но не на том уровне, какого хочется. Из чего складывается доход туроператоров? Из заработка на тех маршрутах, которые приносят деньги. Все мы понимаем, что туристы едут куда-то за тем, чего у себя они не увидят. В Волгоград приезжают, чтобы подняться на Мамаев курган и собственными глазами увидеть монумент «Родина-мать зовёт!». И именно на этом и зарабатывают туроператоры. Для того, чтобы захотеть готовить что-то другое, им придётся потерять в том, что и так приносит доход. И оно им надо?
И как раз наша задача показать, что есть сопутствующий туризм.
– То есть, альтернативы патриотическому туризму у Волгоградской области нет?
– А что плохого в том, что наш туризм патриотический? Это то, чего нет в других регионах. Родины-матери ведь нет больше ни у кого! Набережная… есть во многих городах, то же самое с Волгой. Если говорить упрощённо, точка притяжения уже есть, но к ней должны тянуться и другие ниточки, составляющие.
Познавая дома
– Ты говорила, что много людей в Волгограде любит поныть. Сами жители региона хотят узнавать его? Существуют ли экскурсии для местных?
–У нас есть туры выходного дня, и они пользуются спросом у волгоградцев. Удобно, когда ты утром можешь сесть в автобус, увидеть что-то новое, а вечером вернуться домой. Сложнее, когда речь идёт об удалённых от Волгограда районах, ведь много интересных мест – Палласовка, Урюпинск – находятся довольно далеко от центра.
– А если говорить о двухдневных турах выходного дня?
– Какие-то туроператоры такие вещи делают. Но тут остро встаёт проблема приёма. Муниципалитеты говорят о развитии туризма, но чтобы человек поехал куда-то в глубинку, он должен получить в этой точке комфортную среду обитания. Как минимум, качественную еду и хорошие гигиенические условия. И чтобы народ поехал, в развитие этих точек притяжения должны вкладываться районы и муниципалитеты. А мы с удовольствием будем продвигать их туристически привлекательные объекты.
Туризм по интересам
– Эксперты полагают, что развитие туризма в Волгоградской области тормозит отсутствие инфраструктуры…
– А я с этим не согласна, если честно. Не только дороги и удобства играют роль. Есть же люди, которые идут в непроходимые леса! Было бы желание! Может быть, я неправильно рассуждаю, но туризм может быть совершенно разным. Кто-то хочет полазать по горам в Щербаковском, кто-то поваляться в песках Эльтона, кто-то – просто полежать на кровати.
С детьми – это особый вид туризма, когда комфортно должно быть детям, родителям и окружающим (смеётся).
– Когда ты возглавила ТИЦ, какие задачи перед тобой поставили, скажем так, работодатели и какие задачи ты поставила перед собой сама?
– Я глубоко убеждена, что сейчас туристическую привлекательность создают социальные сети. То, как ты сфотографируешь и вкусно подашь, сыграет роль в том, увеличится ли туристический поток. И как раз моя задача активно развивать именно соцсети. Причём мы стараемся показывать не какой-то стандартный набор, а что-то такое, что может привлечь к нам другого туриста.
Я была на конкурсе туристических продуктов школьников школы «Поколение», выигравшей президентский грант. Меня настолько вдохновили туры, предложенные детьми! К примеру, тур «Александровский грабен. За зубами акул». Это тур в станицу Суводская, где на берегах Волгоградского водохранилища вполне реально можно найти зубы древних акул. Интересно? На мой взгляд, ещё как!
Мне понравился «котопёс-тур», предложенный детьми. Классный поэтический тур! Причём некоторые туры уже вполне «живые», по ним водят детей.
– То есть, предложить нам есть что?
– Совершенно верно! Было бы желание! И наша задача – рассказать о таких местах.
Новые направления
– Насколько я знаю, вы тоже уже разработали новые маршруты?
– Да! В близлежащие районы, к примеру, в Иловлю, где всё хорошо с логистикой. Там уникальный сероводородный источник, замечательный верёвочный детский городок, интересная пасека, казачий курень. У нас в любом случае казачий край, потому всё это интересно.
– А меловые горы?
– И они тоже.
– Сколько в среднем стоит такая экскурсия выходного дня?
– Например, на Масленицу один из наших партнёров-туроператоров возил за 1700 рублей. В стоимость были включены сам проезд, еда, развлечения. То есть, средний ценник от 1,5 до 2 тысяч рублей.
Винный край?
– Аня, ты сама много где в Волгоградской области была? У тебя есть какие-то особенно любимые места?
– В регионе я была, можно сказать, везде! Но меня в путешествиях больше привлекают люди, которые умеют что-то создать своими руками. Меня такие туристические маршруты вдохновляют. Например, я восхищаюсь нашими виноделами. Не все знают, но в Волгоградской области есть свой бренд «Самое северное вино России». Дмитрий Гусев, наша гордость, знаменитый на всю Россию винодел. Меня восхищает история его жизни и жизни его семьи. Его папа этим занимался, его жена варит чудесный сыр…
Его семья в 90-х годах всё бросила и уехала жить в Дубовку, где и создала российский винный бренд. Я восхищаюсь такими людьми, которые сделали наш регион винодельческим. Ты знала, например, что вино винодельни «Покровская» (еще одной винодельни нашего региона) впервые вошло в винную карту России? То есть, энтузиасты на ровном месте создали свою маленькую империю, трудятся как пчёлы… От них идёт энергетика, которой можно зарядиться и двигаться дальше. Их истории вдохновляют!
Сталинград взял в плен
– Хочу задать тебе несколько личных вопросов!
– Трое детей, замужем (смеётся!).
– Красавица! На самом деле о другом хотела спросить. В конце 90-х-начале 2000-х ты была в Волгограде мегаизвестным, популярным диджеем. Сейчас совсем бросила музыку?
– Музыка сейчас только для домашнего прослушивания.
– Почему? Мне казалось, что диджей Нюра будет греметь в Москве!
– Ну я и жила в Москве около шести лет.
– Почему вернулась?
– Волгоград не отпускает никогда (смеётся). Знаешь, если честно, я не сторонник вот этой фанатичной веры в Москву. Мне и тут нормально, мне и там было нормально, мне и в другом городе нормально. Я вообще сама с Украины, потому мне везде хорошо (смеётся). А что до Волгограда, у меня здесь родители, моя семья здесь сложилась. Я, собственно, возвращаться не планировала, приехала сюда по работе и как-то опять засосало.
– Тебя взяли в плен!
–Да! Ну Сталинград же, тот город, в котором хочется жить!
О самом важном
– А как вот ты всё успеваешь? Трое детей…
– Никак, я ничего не успеваю…Я просто не парюсь по многим поводам. К примеру, пошёл ребёнок в сад – и хорошо. Я не буду обсуждать в чате, что воспитательница ему вместо левого правый носок надела.
– Что ты считаешь самым важным?
– К примеру, моя старшая дочь Маша, которой 11 лет, болела, может, раз в жизни. Я как-то создала такие условия для детей, что они у меня закаляются, занимаются спортом. Вот это я считаю важным! А так – дети накормлены, одеты, в школе учатся. Что ещё надо? Мне помогает бабушка, я благодарна садикам, я благодарна вот этим нашим системам. Я никогда их не буду хулить, у меня нет вопросов к нашему здравоохранению, образованию. Я не вступаю в конфронтацию с учителями и воспитателями, может, поэтому у меня хватает времени на работу.
– Ты вообще по жизни организованный человек?
– Я же спортсменка в прошлом, потому для меня не составляет проблемы встать в 5 утра, переделать кучу дел и идти на работу. И своим детям я стараюсь привить понятие дисциплины, чтобы они могли сами себя организовывать, при этом не парить других.
– А как руководитель ты требовательная?
– Ну, я не знаю. Мне кажется, что я неправильный руководитель, потому что часто сама буду делать, чем другим поручать (смеётся). Но, ставя задачи, я не подхожу к ним формально. Для меня важен результат, а не то, как к нему придёт работник.
Ламповые люди и атмосфера добра
– Слышала, были планы перенести ТИЦ в более людное место!
– Ну, пока это только мечты, потому не хотелось бы заранее (чтобы не сглазить). Но ТИЦ должен находиться в месте туристических потоков, тогда в нём есть смысл.
Мы организация, куда люди приходят пешком. К нам иногда такие «аналоговые» люди приходят, у которых даже телефона нет. И таким
«ламповым» туристам нужна не только информация, но и простое человеческое общение. И мы в этом смысле очень правильная организация, потому что даём людям тепло, надежду и заботу (смеётся)!
Вообще, мне кажется, что развитие туризма очень сильно связано с уютом в городе. Мне очень приятно, когда люди говорят «спасибо» за то, что просто на улице ты указал человеку дорогу. В чужом городе, например, для меня важно отношение местных. Мне хочется, чтобы и в Волгограде мы создали такую атмосферу, чтобы туристам было бы приятно о нас вспоминать.
– То есть, привлекательность города так или иначе связана с гостеприимством?
– Конечно! У тебя самой же останется приятное впечатление, если тебя хорошо встретят, помогут, если вдруг какие сложности?
Ведь как о нас прекрасно после ЧМ-2018 говорили! Напряглись же наши люди и показали, какими мы можем быть!
Не ударить в грязь лицом
– Но это был, как бы сказать, такой уникальный единый порыв, когда все волгоградцы резко полюбили свой город. А как заставить людей полюбить свой город навсегда?
– Мы – парадоксальный народ. Мы может говорить о своём городе или стране плохо, но никогда не позволим этого делать другим. Это и сработало на чемпионате. Мы не хотели ударить в грязь лицом перед гостями, потому на время истово полюбили свой дом и стали гостеприимными хозяевами.
– Как сделать так, чтобы это работало всегда?
– Нужно, чтобы побольше иностранцев приезжало!
– Твои варианты: Формула-1, Олимпиада?…
– Почему бы и нет?! Мы, по большому счёту, один из самых спортивных городов в мире! Но, помимо наших великих спортсменов и истории, нам есть ещё, чем гордиться! И, главное, чтобы на наших улицах стало больше добра, больше улыбок! Тогда к нам и люди потянутся!