«Меня бог тобою наградил. Я таких уникальных людей не встречала», – говорит Ольга, глядя на дочь Таню. У Тани Чурзиной тяжёлая форма детского церебрального паралича – слабые мышцы рук, ног, нарушена речь. Силы отчаянно преодолевать испытания она находит в творчестве: пишет стихотворения, пьесы, создаёт мультфильмы. Для Тани они – надежда.
Необычная Таня
Пятиэтажная панелька Волжского. Ольга встречает меня на пороге квартиры и провожает в комнату дочери со словами: «Добро пожаловать на наш корабль!» Небольшая комнатка похожа на уютную каюту, море – голубые обои, на которых прикреплены фотографии дельфинов и рисунки кораблей, в рамке формы штурвала фотография Тани в образе капитанши.
– Жизнь у нас трудная, но интересная, – прерывает мои наблюдения Ольга.
Посередине корабля стоит инвалидная коляска с Таней – красивой худенькой девушкой, измученной сковывающим тело диагнозом. Ей тридцать четыре года, из которых каждый день – это борьба. За здоровье, любимое дело, мечту.
Ольга начинает рассказывать мне о когда-то большой и дружной семье — историю любви родителей в военное время – мама защищала Сталинград, а папа Ленинград, затем о знакомстве со своим мужем: «С Сашей мы всегда были вместе, жили на одной улице. Сначала просто дружили, но, видно, потом я ему приглянулась. Он стал меня провожать, но с другом. Три года с ним ходил, а потом всё-таки мы стали встречаться».
– Папа у меня… самый лучший. Он наш царь, – дополняет Таня, старательно выговаривая слова с паузами.
Таня третий, желанный ребёнок. Беременность Ольги протекала без жалоб, с нормальным самочувствием и хорошими анализами. Рядом был любящий муж, который во всём поддерживал и ждал дочку.
«В день родов мне сделали обезболивающий укол. Я вырубилась и проспала полтора суток. Таня начала задыхаться в животе, и, видимо, у неё пострадали двигательные центры. Сначала мы не знали, что у нее церебральный паралич, но нам сказали: «Ваш ребёнок никогда не сможет ходить», – рассказывает Ольга, приглушая тон.
Огласив диагноз – детский церебральный паралич, врачи предлагали родителям отказаться от девочки, но семья такой вариант не рассматривала. Папа, бабушка и дедушка, старшие брат с сестрой твердили: «Мы будем бороться». Ольге пришлось бросить работу преподавателя математики, чтобы возить дочь к докторам и заниматься её развитием. Александр привозил Тане массажисток и зарабатывал деньги для реабилитации.
Вскоре начали проявляться способности Тани. Она рано научилась читать, предпочитая энциклопедии о биологии, географии, истории, сочиняла стихотворения и сказки. В школе при реабилитационном центре учителя не могли поверить, что Таня сама осваивает программу. Но желание узнавать и развиваться творило с девушкой чудеса – она не могла записывать информацию за учителем, поэтому старательно запоминала каждый фрагмент.
Преподаватели заметили творческие способности Тани и уговаривали её поступать в литературный институт, но переехать в Москву семья не могла. Тогда девушка решила заочно поступать в Волгоградский государственный университет на исторический факультет. Записывать своё творчество и пройденный материал ей помогали дедушка с бабушкой. «Это были два замечательных человека, которые в Таню были влюблены, а она в них. Таня сочиняла сценарии, а дедушка за неё записывал. Всё, что запоминала на уроке, она ему диктовала и говорила: «Дедуль, я послушала, давай запишем с тобой», – делится Ольга.
При воспоминаниях о родных Таня елозит в кресле, словно хочет в полной мере, без посредника рассказать о своей любви к ним. Прилагая усилия, она говорит: «Я помню это… до сих пор. Мы были другальки».
«Ты не сможешь»
Заметив потенциал дочери, Ольга отвезла Таню в клуб людей с инвалидностью. Там девушка снимала фильмы с коллективных поездок по Волгоградской области, монтировала видео на недавно появившихся компьютерах, проводила творческие вечера. Очень скоро ей надоело делать одно и то же, хотелось учиться новому. В её жизни появилась мечта – узнать, как это – двигаться. «В клубе «Эверест» была эмблема горы. Таня сказала: «Неинтересно смотреть на недвижимое, хочу её оживить».
В Волгоградской области не оказалось ни одного курса компьютерной графики, поэтому Таня искала школы анимации в Интернете и рассылала в них резюме с творческими работами. После недолгого поиска она наткнулась на школу-студию «ШАР», которую создали известные российские мультипликаторы – Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Андрей Хржановский, Фёдор Хитрук, и написала письмо с просьбой принять её учиться. «В ШАРе Тане сказали: «Мы не представляем, как без работающих рук можно делать мультики. Ты не сможешь. Давай ты будешь вольным слушателем», – говорит Ольга.
Возможности Интернета в то время не позволяли свободно подключать Таню к занятиям, поэтому девушка не понимала, как оживлять картинку. Её стремлением научиться делать анимацию прониклась молодая завуч «ШАРа». Женщина договорилась со своей сестрой, которая занималась компьютерной графикой, созвониться с Таней по видеосвязи и показать, как оживлять хвостик рыбки в программе. Этого Тане хватило, чтобы заболеть мультипликацией.
В мыслях она создавала красочные истории, в которых герои путешествуют, любят и побеждают зло. Вместе с этим ей хотелось доказать, что диагноз не может забрать у неё мечту. Таня снова написала в «ШАР», отправив небольшие работы. И её приняли.
Путь к «Надежде»
Всякий раз, когда девушка садилась за компьютер, руки её не слушались. Семья узнала, что Тане необходим джойстик для инвалидного кресла, с помощью которого она могла бы заниматься анимацией. Его цена варьировалась от тридцати до ста тысяч рублей. Таких денег у семьи не было. «Таня написала письмо Путину и попросила джойстик. Он откликнулся и дал распоряжение в нашу администрацию, чтобы купили то, что она сказала. Какой-то предприниматель купил ей канадский, но б/у. Она как начала на нём работать, так круглые сутки и сидела за компьютером. Не замечала ни времени, ни боли, а на утро говорила, что у неё мозоли на попе и животе», – вспоминает Ольга.
Пока Таня ждала свой джойстик, который теперь ласково называет «джой-рука», ей пришла идея создать мультфильм по любимой рок-опере «Юнона и Авось».
– Она ни о чём другом думать не могла, ей нравился Резанов, – смеётся Ольга.
– Потому что… я считала себя Кончитой, – улыбается Таня.
Изучив настоящую биографию Резанова, девушка разочаровалась. Через книги она выяснила, что у путешественника было много женщин, несмотря на то, что дома его ждала жена. Такая история Таню не впечатлила – она мечтала о настоящей, светлой любви. Перечитав книги, она узнала, что вместе с Резановым в кругосветной экспедиции был Крузенштерн. Его взаимоотношения с женой и подвиги стали вдохновением для мультфильма, который Таня решила назвать «Надежда».
Девушка хотела, чтобы «Надежда» стала её дипломным проектом в «ШАРе». Но преподаватели не приняли идею, потому что не верили, что Таня сможет сделать десятиминутный мультфильм. Михаил Тумеля сказал: «Не погань. Это не искусство у тебя будет». И тогда Таня заявила: «У меня времени не так много. Это у вас вся жизнь впереди, а мне мало отпущено. Я всё равно буду делать этот мультфильм».
Море, Крузенштерн, подвиги сидели в голове у Тани, заполняли все мысли и не давали заниматься ничем другим. Девушка начала активно искать деньги для производства мультфильма. Она подала заявку на конкурс грантов от «Тавриды» и выиграла триста тысяч рублей. Для воплощения задуманного оставалось найти надёжную команду. «Таня объявила кастинг в Интернете, но долго не могла найти нужных людей. Когда она отчаялась, откликнулся молодой парень из Москвы Саша Максимов. Она дала ему задание оживить царя, и он так оживил, что Таня сразу его взяла. Он познакомил с Таней художницу Марину. Так стала собираться команда. Сам бог их ей дал», – улыбаясь, говорит Ольга.
«Настоящий режиссёр»
Работа по созданию мультфильма кипела круглые сутки. В компьютере Тани царила настоящая жизнь, к которой она долго и упорно шла, – деловые переговоры, любимое дело, друзья по интересам. Девушка так много работала, что не могла нажимать на кнопочки своего джойстика – все её пальцы были в мозолях. Творческую идиллию прервала очередная нехватка денег. Трёхсот тысяч оказалось недостаточно для создания десятиминутного мультфильма. Команда, ставшая за короткое время родной, подсказала Тане опубликовать просьбу о помощи на краудфандинговой платформе.
Постепенно люди откликнулись и собрали для воплощения мечты ещё триста тысяч, из которых после оплаты налогов Таня получила двести сорок тысяч. «С этих денег она ни копейки себе не взяла, переживала, лишь бы на «Надежду» хватило. Некоторые ребята от оплаты услуг отказались. Все хотели, чтобы мультфильм получился. С такой любовью они его делали четыре года», – рассказывает Ольга.
В 2019 году Таня представила свою «Надежду» на фестивале мультипликационного кино в Суздале и вошла в рейтинг двадцати лучших. Фестиваль стал для девушки не только местом признания, но и местом встреч – она наконец увидела друга Сашу, с которым так долго и кропотливо воплощала свою мечту. Выяснилось, что у Саши вторая группа инвалидности, но неработающая рука не помешала ему создать часть мультипликационного мира.
Там же она встретила своих преподавателей из «ШАРа», которые когда-то не верили, что у Тани получится сделать десятиминутный мультфильм. «Норштейн сказал, что ему всё понравилось. А Тумеля всем рассказал историю про «не погань искусство». Он сказал: «Таня молодец, что настояла. Так поступает настоящий режиссёр».
Вдвоём на корабле
Во время производства мультфильма у Тани умер папа, который любил и до последнего дня верил в дочь. Таня и Ольга остались без своего царя. «Таня за полгода увидела Сашину смерть. Она проснулась и говорит: «Мама, мне такой страшный сон приснился, но я тебе не буду говорить». Она молчала. А летом бабушке стало плохо, и Таня рассказала, что видела сон, в котором папа умер, а бабушка осталась жива. Через полтора месяца Саша ушёл. У него была саркома, за четыре месяца это всё развилось. На похоронах мы с Таней не плакали, а просто сжались, объединились. Через три года умерла и бабушка», – вспоминает Ольга.
– В «Надежде» есть эпизод с чайкой, взмывающей из моря в небо. Эту сцену я делала в день смерти папы и посвятила папе. Его душа в образе чайки взлетела на небо, – дополняет маму Таня.
Таня убеждена – кино должно нести свет. Возможно, чтобы скрасить несправедливость происходящего. «Мне обидно, что у нас культура… уделяет мало внимания таким людям, как я», – говорит девушка. Многочисленные болезни Тани постоянно дают о себе знать: падает гемоглобин, болят зубы, паралич берёт верх над желанием двигаться. На мой вопрос: «О чём ты мечтаешь?» – Таня отвечает: «Дожить до понедельника». Создание мультфильмов для девушки один из немногих способов забыть о боли, как говорит Таня, «мульттерапия».
Таня хочет поставить спектакль по собственному сценарию о путешествиях Крузенштерна, но её главная мечта – создать мультфильм о талантливой девочке Гузель с детским церебральным параличом, которая сочиняет стихотворения и сказки. С Гузель и её родителями Таня познакомилась в аэропорту Пулково, когда с мамой возвращалась домой с питерского кинофестиваля, где получила очередной приз за свою «Надежду».
«Гузель отправила свои произведения Тане. Она сочинила сказку об особенном мальчике, который проходит через осуждения и неприятия обществом здоровых людей и находит свою мечту – танцевать, обретя крылья. Таня настолько вдохновилась, что уже продумала все образы, написала сценарий, но на производство мультика опять нужны деньги. Она подавала заявку на конкурс грантов, и ей так брезгливо задали вопрос: «А делать фильм о людях с ОВЗ вообще актуально?» Грант она не получила. Им актуальности не хватает, понимаете? Они оценивают умения говорить, улыбаться, но Таня всего этого не может. Она для создания своего мультфильма хочет привлечь людей только с инвалидностью. Среди них очень много пропадает талантов», – рассказывает Ольга.
Жизнь Тани и Ольги – это путешествие на корабле, который то и дело бросает в шторм, но всякий раз он выплывает на солнце. Таня рассказала мне о группе «Вконтакте» «Творчество Татьяны Мечты Чурзиной», в которую девушка выкладывает свои мультфильмы и стихотворения. Кажется, именно в них кроется всё то, что Таня не может выразить в разговоре:
Я карабкаюсь вверх,
А судьба тянет вниз…
Я цепляюсь, как клещ,
Но хрупка жизни нить…
Оступиться боюсь –
Продолжаю борьбу.
«Ну, иди, ты не трусь!!!» –
Себе молча кричу. –
«На вершину взберись,
Покори Эверест!!!
Упадя, поднимись –
Невозможного НЕТ!!!»
Всё возможно тому,
Кто за светом идёт,
Через боль, через тьму
Кто надежду несёт!
Я карабкаюсь вверх,
Хоть судьба тянет вниз…
Вижу Божий я свет…
Я залезу! Взберусь!!!
Чтобы создать мультфильм «Гузель. Живая жизнь», Тане необходима финансовая помощь. Это шанс для Тани осуществить свою мечту и продолжить реализовывать огромный потенциал, который пропадает из-за нехватки денег. Шанс для талантливых людей с инвалидностью, с которыми Таня хочет делать мультфильм, раскрыть свои творческие способности. Телефон для связи с мамой Тани Ольгой – 8 (927) 521-81-84. Ссылка на проект – vk.com/guzelstalelivinglife.