Поместить родителей в дом престарелых могут только крайне неблагодарные, плохие дети – такой стереотип до сих пор распространён в России. Наша ментальность, взращённая в СССР, кричит о том, что дома престарелых – это страшные казённые учреждения с плохими условиями и часто жестоким обращением. Так ли всё это на самом деле и не пора ли разрушать стереотипы, решили узнать корреспонденты Volganet.net, отправившись в дом-интернат для инвалидов и пожилых «Пансионат Благодать» в Дзержинском районе Волгограда.
Красота для души
Стереотипы стали давать трещину, едва мы подъехали к пансионату. Красивое многоэтажное здание, огороженное невысоким прозрачным забором, за которым раскинулся двор с клумбами, цветами, беседками, качелями. Небольшой искусственный пруд с перекинутым через него мостом – словно из сказки про Золушку, ландшафтный дизайн и ухоженный газон.
Во дворе на скамейках и беседках – пожилые люди. Кто-то дышит воздухом на крыльце, сидя в инвалидном кресле. Под каштанами мужчина в спортивном костюме весело отплясывает под шлягеры шансона, включённые на телефоне.
– Я сюда приехал полтора года назад, причём тогда не ходил вообще. Потом начал вставать, передвигаться с палочкой, а теперь вот – танцую, – рассказывает нам 71-летний Виктор Виноградов, у которого пляшет не только тело, но и, как говорится, чёртики в глазах.
Мы удивляемся: этому подтянутому, молодцеватому мужчине на вид ну максимум 60, а он продолжает:
– Мне здесь очень нравится, это мой дом, жалею, что раньше сюда не переехал.
Сами себе таланты
Заходим в здание. В холле, огромном и светлом – солнце попадает через панорамные окна, – множество диванов и стульев. Идёт концерт, посвящённый Дню Победы. Организаторами его стали ребята-волонтёры Волгоградского академического колледжа, а основными участниками – сами проживающие. Пожилые дамы при полном параде – лёгкий макияж, накрашенные губы – кокетливо спрашивают, когда будут готовы фотографии.
Несколько десятков людей разом подхватывают «Смуглянку», которую исполняет сборный коллектив из солистов с разницей в возрасте в несколько поколений.
Директор пансионата Татьяна Бусова встречает нас как давних знакомых.
– Наш пансионат был открыт в 2019 году. Его основатель и учредитель – Андрей Александрович Ващенко. Он одним из первых понял тренд и посыл от государства не только на внедрение системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами, но и на её переформатирование, – говорит Татьяна.
За три года существования пансионат значительно преобразился, хотя точнее сказать – изменился до неузнаваемости. Уже почти во всём здании (не считая лестниц и верхнего техэтажа) завершился ремонт: светлые коридоры, уютные комнаты для проживающих, рассчитанные на два-три человека, столовые на каждом этаже, новые лифты.
Сегодня в пансионате живёт почти три сотни человек. Порядка 60 проживающих – в так называемом отделении милосердия или, по новым стандартам, в отделении интенсивного ухода. В пансионате отделение милосердия занимает второй этаж – люди здесь по большей части прикованы к постели и не могут обслуживать себя самостоятельно. Круглосуточно за ними ухаживают сотрудники (штат пансионата – 104 человека). Именно они дарят своим подопечным заботу и тепло, так необходимое людям, потерявшим здоровье.
– В нашем коллективе нет случайных людей, – уверенно заявляет Татьяна Бусова. – Не каждый способен искренне сострадать и помогать, как это делают все наши сотрудники. Здесь они не просто работают, здесь они проживают жизнь, причём не только свою – иногда и чужую.
По словам психолога пансионата Валентины Чугуновой, в основном бабушки и дедушки приходят, чтобы рассказать о себе.
– В психологии есть понятие «биографотерапия» или «ретротерапия». Пожилые люди, рассказывая о себе, до мельчайших подробностей вспоминают своё детство, юность. Многие, кто пережил войну, помнят даже самые незначительные детали, – говорит Валентина. – Таким образом, на наших сеансах мы не только тренируем память, но и помогает нашим проживающим облегчить душу.
Отделение ЗАГС
А вот жалоб на детей из уст стариков не услышишь никогда. Для них они – самые любимые. Никаких обид и претензий на то, что на старости лет вдруг остались одиноки, просто – так получилось… К слову, большинство проживающих гордо говорит, что они – добровольцы, то есть приехали в пансионат по собственному желанию, а не по настоянию ближайших родственников. Доводы тоже схожи: дети на работе, я дома весь день один или одна, да и обременять не хочется – у них своя жизнь. А здесь – друзья, подруги, общение, а иногда даже и любовь…
Татьяна Бусова смеётся, что вскоре, видимо, придётся открывать отделение ЗАГС «Благодать». Сегодня в пансионате проживает 14 супружеских пар, 8 из которых сложились уже здесь.
Виктор Петрович Воскобойников приехал в пансионат полтора года назад. Супруга, с которой он прожил более 50 лет, умерла, и у мужчины пропал смысл жизни.
– Сыновья звали жить к себе, но мне не хотелось мешать их семьям, поэтому сидел дома в одиночестве и впадал в меланхолию, – рассказывает Виктор Петрович – статный и красивый, даже несмотря на солидный возраст за 80.
В «Благодати» он постепенно начал оживать, общаться с другими проживающими. А потом приметил Тамару Алексеевну Медникову – она поселилась в пансионате на год раньше Воскобойникова. Маленькая, интеллигентная, с ласковыми голубыми глазами и девичьей застенчивостью.
– Пришли ко мне оба в кабинет, стоят как подростки, мнутся, – секретничает Татьяна Бусова. – Оказывается, пришли просить общую комнату для семейных. Дали, конечно же. Сейчас живут душа в душу.
И очень любят гостей: нас чета Воскобойниковых-Медниковых буквально затащила к себе в «квартиру».
– Вы проходите, проходите, – приглашающе раскидывает руки Виктор Петрович. – Вот у нас как: вот такая ванная красивая, а вот наши фотографии с фотосессии.
На столике стоит игрушка – музыкальный кот, распевающий песню о любви. Смущаясь, Тамара Алексеевна признаётся: это Витя подарил.
Глядя на них, понимаешь: а ведь не врали мудрецы, утверждая, что любви все возрасты покорны.
Другая пара – Марина и Андрей Пяткины – приехали в «Благодать» вместе с «ребёнком».
– Пришли ко мне и говорят: у нас путёвки есть, а у нашего сыночка – кота Барсика – нет, – с улыбкой говорит Бусова. – Спрашивают: «Выгоните?». Ну, куда ж я денусь?..
Так кот тоже поселился в пансионате. Умный и воспитанный Барсик степенно урчит на коленях у Марины, пока та вяжет модные нынче экосумки – авоськи. Андрей же пишет стихи, одно из них он нам даже прочёл.
Свобода выбора
Почти у всех проживающих есть занятие для души: кто-то рисует, кто-то поёт. Все жители «Благодати» в любое время могут выйти в город, прогуляться в магазин, благо основные коронавирусные ограничения и запреты на сегодня сняли.
– Это их дом. Есть время для приёма пищи, есть тихий час. Но каждый решает, что и когда ему делать. Поспать или погулять во дворе, прийти на завтрак в 8:00 или в 9:30. Люди здесь именно живут, сами распределяя своё время. Никто ничью свободу не ограничивает, – продолжает Татьяна. – И так же любой человек может уехать из пансионата: хоть навсегда, хоть на время. Правда, некоторые уезжают, а потом вновь возвращаются – «Благодать» для них действительно стала домом.
Но есть от жильцов и жалобы. Так, несколько человек признались, что недовольны тем, что… поправляются: слишком сытно и вкусно кормят – отказаться, мол, силы воли не хватает.
К слову, питание в пансионате – пятиразовое, и готовят так, что пальчики оближешь.
Сломанные судьбы
Чем больше общаешься с проживающими в «Благодати», тем больше понимаешь, что им здесь действительно хорошо. И пусть обстоятельства, при которых они оказались в пансионате, разные, сейчас это спокойные люди, достойно встречающие старость.
– У многих в прошлом были свои драмы. Есть старики, которых обманом лишили жилья. Чаще всего – близкие родственники, дети, – говорит Татьяна Бусова. – Мы помогаем через правоохранительные органы и суды добиться справедливости. Есть дела, которые длятся уже два года…
Мы провели в пансионате без малого четыре часа. Жильцы «Благодати» после концерта разошлись по своим делам: кто-то пошёл покормить голубей во дворе, кто-то – смотреть телевизор в комнату. Несколько мужчин пришли или приехали в инвалидных креслах в небольшой кинозал, чтобы посмотреть фильм про войну на большой «плазме».
– Очень хочу сделать большой парк за зданием, – делится планами директор. – Мы уже высадили деревья, мечтаю оборудовать пруд, в котором можно ловить рыбу, поставить беседки, скамейки. А вот этот участочек я приглядела под шахматные столики: здорово же получится? Сидишь себе под сенью деревьев, играешь в шахматы…
И почему-то, думается, всё это здесь обязательно появится – уж энергии и вдохновения коллективу пансионата не занимать. И Татьяна Бусова, и её сотрудницы не просто работают, а действительно живут «Благодатью», служа людям. Несмотря на сложности, вопреки нападкам некоторых СМИ, охочих до грязных и надуманных сенсаций. А просто потому, что так нужно и так правильно…