В Волгоградской области немало мест, которые будут интересны даже самым опытным сталкерам, – заброшенные больницы, заводы, детские лагеря… Старые здания притягивают как магнит любителей «заброшек». Однако в области есть не только умершие здания, но целые деревни и хутора, в которых раньше кипела жизнь…
В Иловлинском районе недалеко от нынешнего Медведского сельского поседения когда-то располагался богатейший хутор Ермилов. Название не оставило меня как однофамилицу равнодушной. В поисках пропавшего хутора корреспонденты Volganet.net отправились в иловлинские степи.
Но вначале немного истории. Иловлинский район Волгоградской области в нынешних своих границах был образован в 1965 году в междуречье рек Дон, Иловля и Волга, на Донской гряде, в южной части Приволжской возвышенности.
По преданию именно в Иловлинском районе в станице Качалинской начинал свой ратный путь покоритель Сибири Ермак. Через его территорию пролегли исторические пути крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачёва. В период гражданской войны через Иловлинский район проходил легендарный рейд конницы Думенко – Буденного. Станица Иловлинская 13 раз переходила из рук в руки то красным, то белым.
А во время Великой Отечественной войны здесь шли тяжелейшие бои, а в хуторе Медведев размещался штаб Донского фронта под командованием маршала Рокоссовского.
Трава и бурьян
Путь от Медведского сельского поселения к тому месту, где раньше кипела жизнь в хуторе Ермилов, оказался хоть и близким, но очень тернистым. Грунтовка, накатанная сельхозтехникой, более или менее проходимая в начале, в конечном итоге превратилась в едва заметную колею, поросшую травой высотой по колено. Если бы не наш проводник, сами мы никогда бы не заметили «останки» легендарного хутора.
По рассказам местных старожилов, хутор был большим и богатым. Уже в 50-60-е годы здесь был центральный водопровод, а первая «копейка» в районе – небывалая роскошь в начале 80-х – тоже появилась у жителя Ермилова.
Здесь же располагались крупнейшие в районе МТМ (машинно-тракторные мастерские), да и урожаи, собранные совхозом, куда входил и хутор Ермилов, били рекорды.
Но процветал хутор до перестройки, потом наступил упадок. Постепенно хутор стала покидать молодёжь, ища лучшей жизни в больших и не очень городах. Но до 2000-х хутор ещё жил, точнее, выживал вместе с самыми старыми своими жителями. Вместе с уходом последних умер и хутор. Дома растащили на материалы, МТМ постигла та же участь. Сейчас от поселения на 100 дворов остался лишь одинокий памятник воинам, воевавшим в Великой Отечественной, который раньше стоял на центральной площади. Теперь же он одиноко возвышается в степи.
Декорации…
Такая картина не является чем-то необычным. Увы, умирающих или уже умерших хуторов и деревень в Волгоградской области, да и по всей России великое множество. С каждым годом людей, готовых продолжить жизнь в деревеньках, вдали от цивилизации, без медицинской помощи и магазинов становится всё меньше. А заброшенных домов с заколоченными окнами – всё больше.
По дороге обратно, которая пролегала мимо небольших поселений, мы увидели немало тому примеров. Обрезанные провода, полуразрушенные дома, трава, прорастающая сквозь асфальт… Впору хоть фильмы в жанре «постапокалипсис» снимать, ведь даже на декорации тратиться не придётся.
Грустно выглядят и данные статистики. Так, по сообщению Волгоградстата, на 1 января этого года в Волгоградской области на 1 миллион 925 тысяч 215 жителей городов приходилось лишь 565 тысяч 821 сельскии житель. А численность населения региона за 10 лет сократилось почти на 120 тысяч человек. Если брать абстрактно, то умерло около 240 хуторов, таких же, как Ермилов…