in , ,

Екатерина Постоева. О женском предпринимательстве, или Бизнес с ароматом ванили

Комитет по развитию женского предпринимательства Волгоградского областного отделения ООО МСП «Опора России» отмечает пятилетие.

Коллаж Анастасия Левенец/ Volganet.net

Ещё лет пятнадцать-двадцать назад женщина за рулём вызывала в России удивление, а иногда и страх у мужчин-водителей. Сейчас это явление привычное. Ещё пять лет назад женщина-предприниматель была исключением из бизнес-правил. Хотелось бы сказать, что сегодня это явление также стало привычным, но в России пока всё ещё не так много представительниц прекрасного пола в бизнесе, как того хотелось бы. О нюансах и правилах женского бизнеса Volganet.net поговорил с председателем комитета по развитию женского предпринимательства Волгоградского областного отделения ООО МСП «ОПОРА РОССИИ», генеральным директором ООО «Морожко», лауреатом различных федеральных и международных наград Екатериной Постоевой.

 

Volganet.net: Екатерина, сегодня, 26 февраля, волгоградский комитет отмечает своё пятилетие, с чем вас от всей души и поздравляем. Как считаешь, пять лет не прошли даром?

Екатерина Постоева: Из практики получается, что любое сообщество зажигает и горит год, от силы два. К пятилетию сообщества обычно уже сменяется десять руководителей, меняется повестка. Наш комитет – это региональное представительство, но и на федеральном уровне далеко не все организации доживают до такого срока, не растеряв сути. Но с радостью могу сказать, что наше сообщество не только не растеряло идеи, а, напротив, обрело основу и понимание, куда двигаться дальше.

– Для многих (особенно мужчин) не очень понятно, что же вы из себя представляете. Это про матерей, про прокачку женской энергии, про идеальную жену, про феминизм?..

– Чтобы понять, о чём наше сообщество, нужно вернуться к истокам. После участия в большом международном форуме в 2015-м году, тема которого как раз и была – женское предпринимательство, наши прекрасные, активные и умные женщины – Надия Черкасова, Евгения Лазарева, Мария Щербаткина, Ирина Салтыкова – решили развивать эту тему в России. Так появился комитет по развитию женского предпринимательства «ОПОРЫ России». Дальше они начали искать ярких и активных женщин в стране, чтобы создавать региональные комитеты.

Я помню, что я только что возвращалась в Волгоград после награждения на конкурсе «Бизнес-успех», который я выиграла. Мне звонят и предлагают возглавить комитет. Признаюсь, вначале я от предложения отказалась.

– Страшно было?

– Ну конечно! Я понимала, что мне бы свой бизнес развить, а тут такая ответственная повестка. Объясняла, что у меня нет связей в администрациях, я не могу туда двери ногой открывать. Но в итоге всё же согласилась.

Первое наше заседание состоялось 27 февраля 2016 года на площадке «ОПОРА РОССИИ». Я привела своих трёх подруг, которые тоже занимались бизнесом. Евгений Викторович Рыльцев, который на тот момент работал в администрации Центрального района, обзвонил знакомых женщин-предпринимателей. Нас собралось около 30 человек. И вот выхожу я и понимаю, что мне нужно что-то говорить, а что – я сама не очень понимаю (смеётся).

Я только через полгода поняла, про что наше сообщество.

– Получается, вы всё дорабатывали в процессе?

– Точно! А теперь ещё и другие регионы, в которых создаются комитеты, обучаем, показываем, как можно и как нужно.

Волонтёрство или альтруизм?

– Многие полагают, что деятельность тех, кто работает в комитете, очень неплохо финансируется.

– (Смеётся). Знакома с такой точкой зрения, мол, Постоева деньги лопатой там гребёт. Но открою страшную тайну – это волонтёрство и альтруизм чистой воды. Мы сами лишь инвестируем в наше сообщество своё время, свою энергию, нередко и собственные деньги. Не ошибусь, если скажу, что наш актив – это немножко сумасшедшие женщины, которым не всё равно: здесь бумажку поднимут, здесь деревце посадят, а здесь идеями поделятся и поддержат чьё-то начинание.

Фото: комитет по развитию женского предпринимательства

Люди ошибочно полагают, что «ОПОРА РОСИИ» – это партия. На самом деле это общественная организация, это клуб, который помогает выстроить отношения с властью, ведь без этого бизнес вести очень сложно.

Но не только в этом наша ценность. Наши женщины-основательницы, деятельные, умные, интеллигентные, поняли ценность нетворкинга, когда именно сообщество может решить многие вопросы. Мы сами сейчас ищем активных женщин, которые понимают, что такое созидание, которые готовы не только развиваться сами, но и помогать расти другим.

– Сколько вас таких сегодня?

– На сегодняшний день в комитет входит порядка 80 человек. Однако состав меняется. Мы же про бизнес… К сожалению, каждый год кто-то закрывается. У нас хоть и город-миллионник, но в целом регион очень тяжёлый для предпринимателей.

Миссии выполнимы

– О проблемах чуть позже, а сейчас расскажи о том, что вы делаете в комитете, чтобы непосвящённым стало понятнее.

– Если коротко, то у нас несколько направлений: популяризация, образовательные программы, законодательные инициативы, международная деятельность.

– Давай о популяризации? Она нужна?

– Знаешь, наше сообщество – про смелых и сильных женщин, которые многое могут. И популяризация их образа жизни, мышления, поступков очень важна. Во всём мире поняли, что у женского предпринимательства огромный потенциал.

Вот и мы рассказываем об успешных женщинах, которые смогли добиться успеха. Это и мотивация для тех, кто только хочет начать дело, и поддержка для тех, кто уже в бизнесе.

Фото: комитет по развитию женского предпринимательства

Мы выискиваем сильные, классные проекты, помогаем им выступать на крупных площадках для того, чтобы женщина прокачивала свой бизнес, увеличивала обороты.

Про нетворкинг я уже говорила – и это реальная сила. Мы подсказываем друг другу, делимся своими лайфхаками, как мы выкручивались в разных ситуациях, где и у кого мы учимся. Мы объединяемся, получается некая коллаборация, из которой может родиться совершенно новая идея или проект.

Образовывать и образовываться

– Второе наше направление – это образовательные проекты. Несколько лет назад у нас был запущен потрясающий проект под названием «Мама-предприниматель». Он бесплатный для женщин, которые находятся в декрете, но хотят самореализации.

– Что за проект?

– Смотри, женщина с маленьким ребёнком сидит в декрете, но у неё есть идеи, есть какие-то наработки, чтобы начать собственное дело, но нет понимания, как этого сделать. Она подаёт анкету, комиссия выбирает 35 женщин в каждом регионе, и они знакомятся с азами эффективных методов управления командой, получают экономические азы, в конце концов, просто приходит понимание, выгодно это или нет. Ведь что часто движет женщиной? Эмоции, а разум в этот момент где-то далеко. И наши тренеры как раз помогают уйти от эмоций и просчитать все возможные риски и прибыли.

– И много в Волгограде женщин, которые бы хотели попробовать себя в бизнесе?

– Знаешь, как выяснилось, из всех регионов страны в Волгоградской области самые «голодные» женщины. Когда в нашем регионе был запущен этот проект впервые, мы собрали рекордное по России число заявок. Более того, мы сделали из него целый «концерт» (смеётся). Мы не просто пять дней сидим в офисе и обучаем женщин, а в конце выбираем победителя, который получает грант в 100 тысяч рублей и подарки. У нас в финале обучения всех участников ждёт настоящее шоу, женщины-участницы приходят с семьями, детьми. И мы награждаем наших участниц в различных номинациях. Этот проект, кстати, дал нам возможность ещё раз убедиться, что наш регион хоть и непростой, но в нём живут потрясающие, уникальные люди.

Об инициативах

– Ты сказала, что одно из направлений – законодательная инициатива. Вы свои предложения в областную думу направляете?

– Не совсем. Наш федеральный комитет собирает кейс по всем регионам и выходит с инициативами на Государственную думу, правительство.

Не могу точно сказать, сколько наших инициатив было реализовано, но у меня есть свой личный позитивный опыт. Меня, как активного предпринимателя и общественного деятеля, пригласили на встречу с министром экономического развития Максимом Геннадьевичем Решетниковым. Я выступила с предложением внести изменения в систему поддержки и выделения субсидий для предпринимателей. Минэконом придумало классный кейс, но в реальности получить поддержку могли единицы из-за практически невыполнимых условий, в результате для 80% предпринимателей субсидии были недоступны, а по стране это сотни тысяч человек. Благодаря моему выступлению правила изменили и поддержку получили все, кому ранее было отказано.

– То есть, вас слышат?

– Я считаю, что да. Нас, активных граждан, предпринимателей, слушают и слышат. Иногда какой-то законопроект долго буксует, а на какой-то площадке ты говоришь главным людям станы важные вещи, и все проблемы решаются за две секунды.

Международная повестка

– Но вы ещё ведь и на международной арене, так сказать, выступаете… Это вообще круто, я считаю!

– Да, мы помогаем нашим женщинам-предпринимателям развивать связи на международном уровне. Наша страна, наряду с двадцать одной экономикой мира, принимает участие в АТЭС (Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества). Ежегодно в рамках АТЭС проходят секция «Женщина и экономика» и конкурс APEC BEST AWARD. В 2019 году наша страна впервые взяла Гран-при. Горжусь, что это был мой проект «Морожко». Я готовилась к этому конкурсу много лет, очень нервничала. Ведь одно дело сказать: «Я Катя, а это «Морожко», это Волгоград» – и совсем другое: «Я Екатерина, это «Морожко», и это – Россия!».

Фото: комитет по развитию женского предпринимательства

Кстати, в этом году Россия во второй раз взяла Гран-при. Мы очень этим гордимся, но нам нужна федеральная поддержка, о чём на закрытой встрече 8 марта с Михаилом Мишустиным сильные женщины-предприниматели страны и заявили.

– А что, господдержки разве нет?

– К сожалению, всё – билеты, проживание, участие – мы оплачиваем сами. Мне кажется, мы единственная страна, в которой предприниматели сами за себя. В Японии даже если их девушки не выигрывают, пишут во всех газетах, рассказывают на всех телеканалах, что их представительницы поехали на APEC BEST AWARD. А у нас даже про нашу победу мало кто из СМИ рассказал. Помню, когда я, окрылённая, вернулась в Волгоград, мне позвонили с местного телевидения и пригласили на интервью. Я согласилась, хотя очень не люблю давать интервью. Первое, о чём меня попросили, – не произносить названия своей компании. У меня был шок! А ничего, что это мой проект, который выиграл на международном уровне, он представлял страну? Я предприниматель, и это моё детище!? Если бы я знала, я ни за что туда бы не пришла…

– Некрасиво, что и говорить…

– И вот как раз на встрече с Мишустиным мы просили помощи хотя бы в вопросе освещения в СМИ. Это важная международная повестка, которую мы двигаем.

Почему бизнесу трудно

– Екатерина, в начале нашего разговора ты обмолвилась, что в Волгограде бизнесу приходится трудно. Почему?

– Я думаю, всё дело в том, что раньше у нас было очень много градообразующих предприятий. Люди утром уходили на заводы, вечером с них возвращались. Им надо было потом тратить деньги, от этого хорошо развивалась торговля. В выходные они шли в торговые центры, развлекались, делали покупки, посещали кафе, а потом начиналась новая трудовая неделя.

Когда же предприятий не стало – не стало работы, не стало денег. Все ушли в торговлю или такси. А покупать кто будет?

Проблемы бизнеса связаны с низким уровнем жизни в регионе. Почему не открываются крутые рестораны? Не потому, что с нашим городом какие-то проблемы и он географически неудобно расположен. Просто у большинства жителей нет денег на их посещение. Уровень дохода большинства – 20-25 тысяч рублей, среднего класса, на котором держится та же Европа, почти нет. Богатые люди, конечно, есть, но их мало и у них свои локации.

А мы говорим о масштабном развитии бизнеса. Смотри, даже если изначально волгоградские предприниматели делали ставку на качество и выпускали хорошие продукты, сейчас вынуждены им жертвовать, чтобы выжить. В итоге появляются продукты, которые даже собаки не едят. И я знаю, о чём говорю (смеётся), наша компания уже восемь лет помогает приютам для животных. И дома у меня живёт несколько спасённых собак.

– Неужели всё совсем плохо?

– Нет, конечно. Меня очень радует, когда я вижу, что Волгоград постепенно меняется. Я по натуре визуал, люблю, когда всё красиво. Я радуюсь, что центр города становится красивее, что мне есть, что показать моим партнёрам из других регионов. Взять семью Малашкиных. Они для меня пример того, когда бизнес поддерживает город и очень хорошо влияет на его имидж. Но и бизнесу тоже нужно помогать. К примеру, если Малашкины закроют все свои рестораны, куда мне водить гостей?

Поэтому власть сама должна быть заинтересована в том, чтобы бизнес процветал, спрашивать: «Ребят, как у вас дела? Помощь не нужна?».

Мы же в своё дело деньги огромные вкладываем, здоровье, силы, энергию, мы рискуем…

Второй шанс

– Скажи, есть ли разница между мужским и женским подходами к бизнесу?

– Она огромная. Во-первых, женщины идут туда, где мужчинам чаще всего вообще не интересно. Это сферы, связанные с детством, воспитанием, образованием, питанием, красотой. Возможно, это объясняется материнским инстинктом. Когда у нас рождается ребёнок, мы хотим отдать его в хороший детский сад, где о ребёнке будут заботиться, любить, развивать. Не находим такой и создаём что-то своё.

Или приготовление пищи. Среди рестораторов много мужчин, но всё равно много женщин уходит в кухню, потому что это для нас привычно. Иногда женщина не замечает, как хобби перерастает в дело её жизни. Пекла она классные торты, а потом открыла кондитерскую.

Во-вторых, зачастую женщина будет бороться до последнего, давая второй и третий шанс своему делу. Мужик же просто скажет: «Всё, точка, я этим заниматься не буду!».

Фото: комитет по развитию женского предпринимательства

– Это как в реальной жизни. Женщина часто даёт второй шанс…

– Ну да: потерплю ещё, бьёт, значит, любит (смеётся). Кроме того, женщины более гибкие, они могут увидеть то, чего мужчины просто не заметят. Кстати, за рубежом уже есть стандарт, по которому в совете директоров крупных компаний должен быть обязательный процент женщин.

Но есть у нас и проблемы: несмотря на преимущества перед мужчинами: мы часто копаемся в себе, рефлексируем. Предположим, есть позиция на руководящую должность. Женщина может обладать навыками, подходящими для этой позиции на 70%, а мужчина – на 40%. Но она скажет: «Я не уверена, потому что у меня 70%, а не 100%». А мужчина со своими 40-процентными знаниями твёрдо скажет: «Я всё знаю». И кого возьмут? Вот так и в бизнесе.

Боевые подруги

– Кать, я правильно понимаю: у вас сейчас около 80 человек в комитете, но есть и актив. Вот я смотрю на ваши паблики, фото с совместных мероприятий, складывается ощущение, что вы такие настоящие, боевые подруги. Или это инстакартинка?

– У нас даже хештег есть #большечембизнес. В нашем активе не так много женщин, но с ним мы уже давно ушли от истории, что бизнес – это исключительно про деньги. Хотя сразу хочу сказать, я против дела, которое вообще не приносит никакого дохода. Деньги – это обмен с нашими потребителями. Мы интересны потребителю, он к нам приходит, получает качественный товар или услугу, а нам приносит деньги. Бизнесмен понимает, что делает всё правильно, если у него есть доход и покупатель к нему возвращается вновь. Это некая обратная связь, показатель того, что ты делаешь всё правильно. Если же дохода нет, то легче дело закрыть и пойти устроиться на работу на дядю, чем мучиться самому и мучить других.

Что до дружбы… Ты знаешь, мы как в той рекламе: очень разные, но всё-таки вместе. Александра Сукиасян –  моя душа, мой двигатель. Мои девчонки – Оксана Бабижаева, Алёна Мартынова, Юля Донецкова, Марина Жуланова, Екатерина Першнева, Людмила Оганесян, Марина Чумакова… Без них всего этого не получилось бы. Но мы действительно больше боевые подруги, которые в личную жизнь друг друга не лезут. Зачем нам отвлекаться, мы же мир спасаем (смеётся).

Фото: комитет по развитию женского предпринимательства

О политике и мороженом

– Кать, не секрет, что многие используют свою деятельность в общественных организациях, подобно вашей, как некую точку перехода. Я о политике сейчас говорю. Не было планов податься в политику?

– Где я, а где политика (смеётся). Предложений было множество, но я слишком честная для политики. Меня иногда на мероприятия приглашать опасаются, потому что знают: она сейчас встанет и правду скажет (смеётся). Я человек, конечно, гибкий и дипломатичный, но если мне персона совсем не нравится, я не смогу ей лицемерно улыбаться, а в политике, к сожалению, без этого никак.

– Твой проект «Морожко» очень успешный. Кстати, такое же вкусное мороженое я ела только в детстве!

– Я рада, что нравится. Но с развитием, если честно, туго. Мы восемь лет работаем в Волгограде, а у нас до сих пор нет даже восьми уличных объектов. К сожалению, в регионе не хватает поддержки местного производителя.

Мы делаем классный продукт только из натурального молока, покупаем все ингредиенты у своих же производителей, мы лауреаты ряда региональных, федеральных и международных наград, мы честные, порядочные, все знают, что с «Морожко» можно работать. У нас хорошая репутация, мы идеальные партнёры для всех…

Но при этом власти не встают за нас горой, когда идёт конкурс на хорошие места где-нибудь в центре города, в парке, где гуляют люди и семьи. Хотя наши вагончики станут только украшением – за своими современными, красивыми объектами мы следим и бдим.

Я не ратую за особые преференции: я за правду и за честность. Но когда приходят производители из других регионов, дайте хоть какие-то дополнительные баллы в нашу пользу! Мы маленький местный производитель, которому сложно тягаться с огромным заводом. Нам приходится поднимать ставки для победы в конкурсе, рискуя всем бизнесом. А хотелось бы, чтобы нам немножко больше шли на встречу, ведь от этого все только выиграют.

Один в поле не воин

– Кать, вы большие молодцы! Вы работаете, создаёте новое, двигаете старое. Что бы ты, как председатель комитета, пожелала всем женщинам, которые уже пришли в бизнес или только мечтают это сделать?

– Мы по натуре существа социальные, мы не можем без социума. Я считаю, что каждый предприниматель должен быть частью какого-то сообщества. Мы, предприниматели, люди деятельные и активные, потому желаю каждому найти своё сообщество, которое поможет развиваться и делать своё дело. В сообществе ты получаешь многое для развитие собственного дела, для становления себя как личности, ты находишь единомышленников. Нетворкинг – это кайф и драйв. А один в поле не воин.

Спраvка

Надия Черкасова – председатель Комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», заместитель президента – председателя правления банка «Открытие», вице-президент ООО МСП «ОПОРА РОССИИ».
Евгения Лазарева – сопредседатель Комитета по развитию женского предпринимательства ООО МСП «Опора России». Руководитель Фонда развития общественного мониторинга и защиты прав потребительских финансовых услуг «За права заемщиков» в ОНФ. Социальный предприниматель.
Мария Щербаткина – руководитель секретариата заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Кареловой.
Ирина Салтыкова – руководитель проекта APEC BEST AWARD, член экспертного совета Комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России».

Линия фронта: в Волгограде развернулась «битва» за сквер имени 8 марта

Запахло весной: в конце февраля в Волгоград придёт потепление