Встречу с Максимом Хмызовым-Ченцовым мы назначили в Комсомольском саду (а где бы ещё?). На неё Максим приехал на велосипеде, в «трениках», в рабочей футболке и с пилой в руке. Вид талантливого певца, писателя, композитора, экскурсовода и настоящего генератора идей объяснялся просто: Максим готовил в Комсомольском саду очередное мероприятие, действуя по принципу: если есть свои руки, зачем поручать кому-то…
Максим действительно человек-оркестр, и не потому, что умеет играть на нескольких инструментах сразу. Он играет на струнах человеческой души, дарит людям простой и понятный праздник, скромно говоря о себе: «развлекаюсь сам и других развлекаю». Разговор наш с Максимом проходил «На пеньках» в саду. Нереальное пение птиц, запах травы, дубы…
«Пришёл в сад как городской сумасшедший»
Volganet: Птички у вас тут поют… Ощущение, что мы не в центре города. Как птиц петь заставляете?
Максим Хмызов-Ченцов: Да к деревьям привязали (смеётся). На самом деле я решил, что от музыки люди устают, а от пения птиц – никогда. Вот и поставили запись птичьих голосов, которая доносится из динамиков, расположенных в саду.
– Максим, вот без преувеличения можно сказать, что Комсомольский сад с вашим приходом стал культовым местом в городе, центром притяжения, таким, каким и должен быть парк. Расскажите, как вас судьба в Комсомольский сад-то забросила?
– В 2014 году мы с женой вернулись из Москвы. Живя в столице, насмотрелись столько интересных идей, которые хотелось воплотить и здесь. Целый год мы пытались реализовать всё это в Волгограде: подходили к друзьям – к богатым, небогатым. Бизнес-планы показывали, начиная от верёвочного парка и заканчивая Музеем СССР (до сих пор ещё лелею мысль о его создании), но они так и не нашли поддержки. Причём ведь возвращение из Москвы в Волгоград было осознанным.
Там у нас всё было хорошо: работа, которой я занимался, приносила денег. Но мы решили вернуться, потому что у жены здесь старенькие родители. Идей в столице почерпнули множество, хотелось всё это воплотить. Год носились со своими идеями, а настроение становилось всё более депрессивным: оказалось, что здесь никому ничего не нужно. Тогда я пошёл и сдал экзамены в университет, чтобы получить второе образование.
– А в университет какой?
– В ВолГУ наш. Один раз там я уже учился, но не доучился. У меня предыдущее образование неоконченное высшее – по журналистике. Вот и решил закончить. Но жена застыдила, мол, ты там знаешь больше преподавателей. Потому резко сменил вектор и пошёл на экономический факультет на «Управление персоналом». Забавно получилось: чтобы поступить, мне нужно было сдать ЕГЭ. Два дня потратил на то, чтобы вспомнить математику, но экзамены сдал. Вот в этом году получил диплом, а так хотелось побыть «вечным студентом»: отучился бесплатно 4 года, получил знания — и вновь поступаешь (смеётся). Дипломы, защиты, оценки – это не для личности, а для галочки.
– Зачем вы вообще пошли учиться? Мне кажется, вашим знаниям многие многократные «дипломанты» позавидовать могут.
– Мне очень нравится учиться. Мозги постоянно нужно держать в тонусе, как и мышцы, тренировать их. До этого постоянно ездил на всякие курсы повышения квалификации. Но учиться в Волгограде я пошёл ещё и потому, что меня с моими идеями постигло фиаско. Я хотел посмотреть на всё с другой стороны… Как-то в тот момент мозги встали на место.
В начале 2015 года я продолжал бегать со своими бизнес-планами (их я уже научился составлять с выкладками, анализом). И на каком-то этапе мне сказали: «Знаешь, а вот попробуй в Комсомольском саду, там может быть интересно». Так и я пришёл в парк.
Сначала идея возникла (не у меня даже – у руководства Комсомольского сада) заняться бункером Алексея Чуянова – единственным сохранившимся со времён ВОВ сооружением военного предназначения. Этот бункер – интереснейшее место, можно сказать , место силы.
Расположен он в самом центре Комсомольского сада, во времена Сталинградской битвы именно здесь находился Сталинградский комитет обороны под командованием Алексея Чуянова. Историки называют его «бункер, в котором ковалась победа».
Изначально была мысль водить экскурсии в нижний затопленный уровень, доступ в который как раз незадолго до этого попытались открыть. Но с этим третьим этажом оказалось очень много проблем. Первый год каждый день включались насосы и вычерпывалась оттуда вода.
Благодаря этим насосам удалось полностью освободить от воды минус третий этаж, вынести оттуда мебель, которая была под водой. А дальше не сложилось. Постоянно вычёрпывать грунтовые воды, которые прибывали, финансово очень затратно, поэтому успешного коммерческого проекта из этого не получилось. Роман Шкода, с которым мы вместе пытались вдохнуть вторую жизнь в бункер, сейчас водит туда экскурсии. Он открывает люк, говорит: «Видите, вот там вода? Как раз именно там ещё одна комната», закрывает люк и экскурсия идёт дальше.
Ну, вот так, началось с бункера, а потом понеслось…
– Вы в качестве кого пришли сюда?
Поначалу, пожалуй, в качестве городского сумасшедшего, что ли (смеётся). А если серьёзно, то в парке тогда было как-то всё очень плохо.
Не было даже тротуарной плитки. Однако воплощать идеи – это хорошо, но нужно было ещё кормить себя и семью.
Решили с чего-то начать, – организовали в парке велопрокат. Занял у шурина денег, продал земельный участок, купил велосипеды и начал учить детей кататься на двухколёсных великах.
Кстати, велопрокат, если честно – неблагодарное занятие, очень небольшие деньги оно приносит на самом деле. Возни много, а отдачи – мало. Многие считают, что велопрокаты миллионы гребут, на самом деле, это очень неэффективное предприятие. Но своё дело оно сделало – создало центр притяжения. Благодаря ему хоть кто-то сюда стал приходить. После этого, опять-таки на благотворительной основе, мы стали проводить здесь концерты авторской песни.
«Ой, как интересно вышло»
– Вы и сам всё-таки поэт, композитор, музыкант, бард…
– Да, так уж вышло, что я вроде как лауреат всяких разных конкурсов. Даже на Грушинском фестивале после нескольких проб в 2007 году я стал наконец-то дипломантом и очень этим горжусь.
И, раз уж сам я в этом (в авторской песне) погряз давно и бесповоротно, появился у нас в парке проект «Многоголосье». За три года своего существования проекта песни в его концертахпрактически не повторяются. Да и тема каждый раз новая. Кстати, в этом году 26 мая проект открылся темой «А в мае спеть нам впору про Фауну и Флору»: все песни — только о природе, птицах и животных. В прошлом году было проще: было четыре темы – весна, лето, осень, зима. До смешного – так вышло, что в августе мы пели про зиму.
Каждый год в середине сентября пятый концерт мы посвящаем памяти Юрия Визбора.
В первый год проекта «Многоголосье» у нас не было даже сцены, и мы сами не знали, что и как получится. Но то были самые интересные концерты. Знаете, моя любимая присказка: если у вас что-то не получилось, не говорите, что у вас не получилось, говорите «Ой, как интересно вышло». И у нас выходило действительно интересно.
– А какая самая любимая тема для концертов?
– «Дилетанты и Классики». Это песни на стихи классиков, которые написали дилетанты. Но что такое дилетанты? Слово «дилетант» возникло от производного dilettansi – любить, наслаждаться. То есть, изначально дилетант – это человек, который наслаждается тем, что он делает. Вообще классики появились лишь в XVII веке, так как до этого не было регулярного образования. То есть, все люди, которые писали музыку и стихи, были дилетантами. Поэтому в слове «дилетант» ничего плохого нет, это мы как раз рассказывали на этих концертах. Я всегда говорю: «Где бы была «Гренада» Михаила Светлова, если бы не Берковский, положивший её на музыку?».
Была у нас очень классная тема, приуроченная к дню рождения Владимира Высоцкого. 25 июля , по-моему, в 15-м году, мы делали социальный концерт, то есть песен, затрагивающих социально важные темы.
Креативная подача
– Комсомольский сад вообще славится своими уникальными мероприятиями и акциями. Все они поданы креативно. Даже формулировки и названия креативные…
– В своё время Александр Георгиевич Домовец, который собирал студентов и школьников в отдел учебной студенческой молодёжи при газете «Молодом ленинце», сказал: «Главное – правильно написать заголовок».
– Который зацепит?
– От заголовка много чего зависит. Сейчас, в принципе, этим пользуется большинство журналистов. Но чаще только со стороны чёрного пиара: чем чернее заголовок, тем больше он привлечёт к себе внимания читателей. Я стараюсь показать, что не обязательно этот заголовок – чёрный. Можно вообще поставить в название что-то абстрактное — и каждый увидит тот смысл в словах, который хочет увидеть. Главное – название должно отражать суть действия, быть ёмким и броским.
Высоцкий в своё время сказал очень интересную вещь: «Ко мне подходят и говорят: «Правда ли, что в этой песне вы хотели сказать то-то, то-то и то-то?». И я отвечаю: «Да, конечно», а на самом деле имел в виду совершенно другое, но если этот человек разглядел в словах что-то своё — значит, я для него сказал именно это».
Так, к примеру, было с нашей последней акцией с бумажными самолётиками. Мы запустили проект «Эскадрильи Победы». Предложили пришедшим в парк свернуть из бумаги самолётики и запустить их в определённое время. Какой-то журналист мне звонит и спрашивает: «Что вы хотите сказать этой акцией?». Я даже растерялся и не знал, что ответить. Просто сказал: «Что я хотел? Да ничего я не хотел сказать, просто сделали самолётики, подумали каждый о своём, да и запустили их в небо…».
СМИ тут же разнесли, что в Комсомольском саду проходит акция, где каждый может исполнить своё желание, свернуть самолётик с добрыми мыслями, запустить его в воздух и обязательно это желание исполнится». Получилось, кстати, красиво.
– Претензий потом не было, что желания не исполнились?
– Я как Владимир Семёнович: «Если вы в этой песне видите вот это, значит, так оно и есть». Поэтому — какие претензии?
Главное, чтобы не мешали
– Максим, а сейчас в Комсомольском саду вы на какой должности?
– Я сейчас официально – госслужащий…
– Чиновник?
– Ну не совсем. Я называюсь сейчас «Культорганизатор муниципального альтернативного учреждения «Центр спорта и культуры». И это действительно неплохо. Изначально на муниципальной территории я был как городской сумасшедший без полномочий. А теперь как культорганизатор я имею право проводить любые мероприятия. И помогать нам не нужно – мы сами справимся. Главное, чтобы не мешали.
– А то, что сейчас происходит с благоустройством сада – ваша заслуга? Появляются новые коммерческие проекты…
– За благоустройство нужно благодарить руководителя МАУ ЦСиК Алексея Викторовича Есина. В 2015-м году, когда я только пришёл, не было ни дорожек, ни тротуарной плитки. Он привёл сюда «Красоту под ногами», которая в рекламных целях замостила тротуары. Потом детскую площадку в рекламных целях сделала компания TELE2. Наталья Водянова открыла инклюзивную площадку в рамках проекта «Обнажённые сердца»…
Алексей Викторович – неравнодушный гражданин нашего города.
– А много таких неравнодушных у нас в городе?
– Полно! Михаил Фурманов – владелец автокинотеатра «Победа». Сначала он на коммерческой основе провёл в саду несколько кинопоказов. А потом мы решили сделать проект «Кино на траве» в Комсомольском саду на постоянной основе. Миша Фурманов повесил на лужайке экран. 16 мая сезон открыли. Было очень много людей. Приятно, что все наши зрители оставили после себя чистоту.
Естественно, нам нужны спонсоры, которые будут оплачивать и экраны, и оборудование, и звук, и свет, и цвет, и сами фильмы – они тоже не бесплатные. Мы и призы до киносеанса разыгрываем. Опять же друзья-спонсоры помогают. Сеть салонов «Мир оптики», например, предоставляет интересные сувениры…
Много кто помогает. Так и получается – с миру по нитке: кто-то призы дал, кого-то кино оплатил, кто-то аппаратурой поделился. Мы вообще на первые концерты наших бардов ходили и просили «Дядя, дай аппаратуру, дай колонки, дай пульт». У этих взяли пульт, у этого колонки. Было время, когда я ездил в Казачий театр, чтобы привезти сюда лавки. Электричеством «запитывались» от НЭТа, так как своего не было. Это сейчас мы уже разрослись, разжились.
– Максим, многие не верят, что бесплатно, на общественных началах, можно что-то делать.
– Можно!
– А жить на что?
– Ну живём же! Позвольте мне не раскрывать свои источники дохода (смеётся). Они у меня есть и, кстати, именно из этих что-то уходит и на парк.
Я безумно люблю свой город
– Вот вы говорите – много неравнодушных. А почему ощущение, что люди только жалуются, хают Волгоград…
– А это проще…
– …не любят его, говорят, что у нас всё плохо и уезжают. А тех, кто пытается действительно что-то делать, по пальцам пересчитать.
Пусть меня закидают камнями, но я безумно люблю свой город. Когда я вернулся сюда в 2014 году, и когда у меня здесь ничего не получалось, я всё равно водил экскурсии по городу.
До сих пор по понедельникам я провожу велоэкскурсии. У меня есть три любимых маршрута.
– Расскажите о них!
—Сейчас, по-моему, только ленивый не водит экскурсии…
– Ну ладно: Шкода и вы!
– Да нет, неправда, нас очень много. Но не все экскурсии интересные. Я люблю выискивать в городе малоизвестные места, рассказывать интересные истории. Не люблю избитых экскурсий, хотя с удовольствием вожу людей на Мамаев курган. У меня экскурсия называется «По дневникам Вучетича». И я рассказываю такие вещи, которые простые экскурсоводы могут не знать. Я беру информацию из архивов скульптора, из дневников, которые он писал, когда строил Мамаев курган.
У меня есть предложение для маленьких групп. Например, приезжает семья или компания из другого города. Я несколько дней вожу их по Волгограду, показывая всё самое интересное. Привожу к ВолГУ, показываю панораму на весь город – с того места видны излучина и начало острова Сарпинского. Вожу на командный пункт 64-й армии, расположенный в Бекетовке, показываю баню, в которой мылся генерал Паулюс. Кстати, баня до сих пор действует. Ну и, конечно, Сарепта, Волго-Донской канал. У меня даже есть магнитный ключ от высотки в Заканалье. С верхних этажей открывается потрясающий вид на канал, на памятник Ленину, на Волго-Донской канал. Я стараюсь приехать туда к закату – картина открывается неописуемая. А если в это время ещё и корабль шлюзуется!..
– По вашей риторике видно, что вы действительно любите город.
– Я действительно люблю город.
– А как заставить других полюбить?
– Да никак. Это само придёт. Заставить любить невозможно. Кому-то нравится копать, кому-то нравится НЕ копать, кто-то любит птиц записывать на микрофон…
– С птицами в парке вы хитро придумали. Я вот всё ищу колонки на деревьях и никак не найду.
– У нас по всему парку они установлены. У нас и видеокамеры здесь есть повсюду, вместе с которыми поставили и звук. Но это опять-таки заслуга Алексея Викторовича Есина.
Эпическая битва на водяных пистолетах
– Максим, у вас очень много мероприятий, о которых с удовольствием пишут журналисты. У вас самое любимое какое?
– О проекте «Многоголосье» я уже говорил. А ещё я очень люблю игры забытого детства, то есть, это игры докомпьютерной эры.
У меня такое ощущение, что я в детстве сам не доиграл, а сейчас доигрываю.
Я обожаю нашу «Эпическую битву на водяных пистолетах – Чапаев против Штирлица».
Причём, заметьте, там первый раунд – Чапаев против Штирлица, второй – Штирлиц против Чапаева и даже «третий решающий». Но обязательно есть реванш. Так что игры всегда заканчиваются ничьей. Может быть, потому что я сужу.
– Подсуживаете?
— Конечно (смеётся)
— Я так и знала!
– Вообще-то в самом начале я не знал, что с этим делать. Когда пришли человек двести – дядьки и тётьки – я растерялся. Стал на ходу придумывать правила. Но теперь уже они устоялись, есть настоящий регламент – хоть записывай.
– Бывает, что народу не нравятся ваши акции?
– И такое бывает. Например, мы в первый раз делали дискотеку мыльных пузырей. Пришла толпа народу и стала возмущаться: «Где ШОУ?». Они перепутали с шоу больших мыльных пузырей. А идея была в том, что мы просто включаем генератор мыльных пузырей, пузырики летят, аппаратура транслирует детские песни – и всё, танцуй, дитятко, развлекайся!. Первый блин у нас вышел комом. Зато потом приходили на дискотеку те, кто понял, в чём суть, и просто танцевали.
– Если смотреть на расписание, то в Комсомольском саду почти каждый день проходит интересное мероприятие.
– В мае пока раскачиваемся, а с июня действительно каждый день, порой даже несколько развлекаловок за день. По понедельникам – велоэкскурсии. Хотя, возможно, буду делать раз в месяц – народу мало собирается. Во вторник – дискотека мыльных пузырей, хотя тоже есть вопросы. По средам – бабушки-дедушки. Бабушки – это мои самые любимые люди!
– Красивые, да?
– Они все красивые, они готовятся, у них шляпы, какие-то жилетки, банты. Полтора часа они танцуют. Причём так танцуют, как молодые не смогут. Я про себя иногда думаю: «Вот когда мне будет лет 70, я вообще смогу пешком просто дойти до этого места ? Не говоря о том, чтобы полтора часа так колбаситься». Так что они молодцы! Они столько жизненной энергии мне дают, и они как дети – искренне радуются всему!
Причем у них там настоящая «Санта-Барбара»: 86-летний дедушка у 83-летнего дедушки отбил 79-летнюю бабушку…
«Перелистывая лето»– этот проект также обязательно будет. На него приходят наши поэты, писатели, люди, которые приносят книжки на развалы. Мы в прошлом году устраивали автограф-пати, когда местные писатели продавали свои книги вместе с автографами. Было интересно.
Ну и, конечно же, «Кино на траве» по четвергам.
Про дуб и дубовое мышление
– Я правильно понимаю, мы сейчас с вами сидим под тем самым столетним дубом, день рождения которого вы отмечали в 2016 году? Тогда вы сажали 100 молоденьких дубочков, проросших из его желудей? Что стало с теми дубочками?
– Перед тем, как проводить эту акцию, мы долго обследовали дуб, чтобы не ошибиться. Ему действительно оказалось 100 лет. Мой брат высадил у себя на даче его жёлуди. И вот из желудей проросли маленькие дубочки. Мы их вырыли и привезли сюда.
В честь столетия дуба решили посадить сто саженцев, причем все деревья были именные. Все дубочки принялись, но большую часть из них просто затоптали! На прошлое 9 мая я лично видел картину: стоит ограждённый дубок, и мамочка с коляской прям по этому дубу. Снесла загородку, растоптала деревце и побежала дальше: надо же ребёнку показать солдат. А дуб — он зачем? Он для таких мам не нужен.
А кто-то выдернул дубы, повёз к себе на участок. Вот так печально!
– Сколько же их осталось в итоге?
– Ну, аллея Комсомольцев осталась, потому что там Галина Ильинична Хорошева железной рукой блюдёт. Но все дубы-то именные – кто-то приходит, поливает.
Есть такие, кто чужие дубы выдернул и к себе пересадил. Люди не понимают, что нельзя три дуба сажать рядом — они просто убьют друг друга, у них корневая система очень мощная.
Семейная легенда
– Максим, фамилия у вас очень интересная – двойная. Откуда такая?
– Это теперь наша красивая семейная легенда. Я родом из туристической семьи. Мы туристы-водники. Вся моя семья – мама, бабушка – на байдарках ходили по рекам, на шлюпах. Мама была командиром ЯЛа, папа – следом за мамой, да и всё наше окружение – водники. Я тоже, получается, – турист-водник. А фамилия Хмызов благодаря моей маме в водной среде – весьма известная.
А фамилия моей жены – Ченцова – известна в среде «горников». Мой шурин Вадим Ченцов – председатель Федерации альпинизма и скалолазания Волгограда. Моя жена, Марина Ченцова – тоже известный альпинист, она даже на вершину Эльбруса поднималась. И вот чтобы объединить два спортивных клана, две спортивных семьи, мы решили объединить фамилии. Так и получились Хмызовы-Ченцовы.
– Какая-то мечта у вас есть? Или уже все воплотили?
– Выспаться.
– А если говорить об идеях, творческих планах?
– Идей много – их миллион просто.
Я себя богатым человеком считаю: у меня столько идей, что могу даже не выбирать. У меня просто какая-то идея складывается, я за неё хватаюсь и доделываю до конца. Какая-то не складывается, я её оставляю на потом и после к ней возвращаюсь.
Так что особых мечт у меня нет. Я счастливый человек, у меня всё есть: у меня есть жена, собака, любимое дело, когда хочу – пишу. Сейчас, кстати, больше пишу музыку. У меня сложился замечательный дуэт с Сергеем Цыганковым, который называется «Трио». Вот недавно даже первый диск выпустили. Мне нравится заниматься тем, чем я занимаюсь.
– Может быть, для Комсомольского сада какие-то идеи новые есть?
– Ну, есть задумка. Хочу рабочую зону прям на лужайке оборудовать, тюфяки разбросать, пуфы, Wi-Fi провести, чтобы люди с ноутбуками могли прийти в парк и работать под пение птиц на траве. Такой парк – настоящий, для людей…