Всем волгоградцам известен дом царицынской купчихи Юлии Репниковой (хотя и не все знают, что это именно её дом). Жила она в старинном особняке на Привокзальной площади, где сейчас располагается Мемориально-исторический музей. И, конечно же, особняк этот овеян легендами…
Одна из них такова: жила некогда в Царицыне купчиха Юлия Репникова, в которую был влюблён купец Серебряков. Но на предложение руки и сердца от гордой купчихи он получил отказ. Тогда оскорблённый Серебряков решил отомстить возлюбленной и построил рядом с её резным особняком гвоздильный завод.
Завод издавал столько шума, что не давал спокойно жить соседям, но особенно страдала Юлия Репникова, поэтому купчиха решила покинуть свой уютный особняк и переехать.
Красиво? Бесспорно. И, как рассказал Volganet.net историк-краевед Сергей Иванов, в этой истории правдиво всё. Кроме любовной линии.
С открытием в 1871 году движения по Грязе-Царицынской железной дороги от станции Филоново до Царицына и возведением вокзала на бывшем пустыре, ближние к нему территории резко становятся востребованными. Вся местность возле вокзала, ранее пустынная, стала застраиваться так быстро, что уже в 1880 году в книге «Описании Грязе-Царицынской железной дороги Борисоглебскаго земства» сообщалось, что «вся станция крайне вытянута в длину и расширена быть не может, так как местность по обеим сторонам находится под строениями». Вероятно, уже тогда купец 1-й гильдии Василий Воронин поставил здесь деревянный флигель, в котором размещалась гостиница «Болгария». Название, судя по всему, было дано им в память о героической борьбе болгарского и русского народов против османского ига (русско-турецкая война 1877-1878 годов).
В 1892 году известный купец Александр Александрович Репников женился на дочери другого местного богача Константина Васильевича Воронина – Августе Константиновне. В приданое молодой отошел участок по улицам Воронежская (ныне Коммунистическая) и Елизаветинская (Гоголя). Гостиниц в городе имелось уже немало, с уровнем комфорта не чета «Болгарии», поэтому в 1894 году этот флигель сломали. Вместо него строится дом для жены Репникова, после постройки в 1896 году подаренный ею матери её мужа.
– Юлия Дмитриевна Репникова была потомственной почетной гражданкой, известной в Царицыне особой и в конце ХХ века, когда дом построили, она уже была вдовой, – говорит Сергей Иванов. – По соседству с её домом, на Привокзальной площади, стояли складские помещения торгового дома «Братья Серебряковы». Оба брата – Григорий и Александр Нестеровичи – уже были женатыми, поэтому пожилая вдова 1843 года рождения никак не могла вызывать у них матримониальных планов.
С другой стороны дома купчихи, со стороны нынешней улицы Гоголя, находилась гостиница, которую выставили на продажу. Кстати, это здание также сохранилось – сегодня оно выкрашено в жёлтый цвет и долгое время служило телефонным узлом.
Гостиницу Серебряковы купили, перестроили её, соединили со складскими помещениями, получив большой Г-образный участок с «выгрызом» в виде дома Репниковой, и разместили здесь гвоздильный завод. В мае 1901 года Торговый дом «Братья Серебряковы» подал в Строительное отделение Саратовского губернского правления прошение «о постройке завода металлических изделий в г. Царицыне».
Завод был очень шумным, поэтому действительно доставлял окружающим массу неудобств. Он издавал не только сильный грохот, но и создавал вибрацию, от чего в соседних домах стали проседать печи и лопаться стены.
В итоге, в мае 1903 года Юлия Дмитриевна заработала нервную болезнь и была вынуждена переехать из своего дома из-за шума на арматурном заводе Серебряковых. Хотя еще в апреле этого же года здесь принимали нового саратовского губернатора П.А. Столыпина.
В итоге соседи обратились в суд. 10 октября 1910 года в Саратове прошло заседание окружного суда, и присяжные вынесли вердикт: за строительство завода без разрешения оштрафовать Серебряковых на 10 рублей, а также возместить вдове Репниковой моральный вред в сумме 130 рублей и закрыть завод.
Но, кстати, разрешение на строительство завода Серебряковы получали. Григорий Нестерович письменно заверил городскую управу, что две паровые машины, которые составят движущую силу производства, шума почти не издают. На самом деле паровые агрегаты шума не издавали, а вот арматура – очень даже.
Дальше история развивалась так: завод присяжные заседатели постановили закрыть, но Серебряковы этого решения не выполнили, поэтому Юлия Репникова была вынуждена переехать из собственного дома. Дело тянулось несколько лет, вплоть до начала Первой мировой войны, а потом стало не до судебных разбирательств. А завод продолжал работать, правда, уже под названием «Красная застава», и после революции – до 1942 года.
Как известно, во время Великой Отечественной войны почти все здания Царицына была разрушены. По иронии судьбы, на улице Гоголя «выжили» лишь два из них – бывший гвоздильный завод и дом купчихи Репниковой, поскольку они так и продолжали стоять рядом.
И именно их, дома ненавидящих друг друга людей, советские архитекторы одними из первых восстановили после войны.
Такая вот у них получилась роковая «любовь».
За помощь в подготовке материала благодарим сайт volgeparhia.ru