in , ,

Оксана Бабижаева. Любых проектов мастер, или Женщина, которая не молчит

PRO экологию, проекты, просвещение и соцсети.

Коллаж Анастасия Левенец/ Volganet.net

Оксана Бабижаева – личность неординарная, многогранная и в Волгограде известная. Её экологические проекты (да и любые вообще) всегда обращают на себя внимание, её личная страница в Facebook – уже интересное «чтиво» для поклонников её слога, её Идея «за чистый мир» заражает. Некоторые говорят о ней негативно, другие с завистью, третьи – с восторгом, но равнодушных почти нет.

Спраvка

Собственник завода по переработке пластиковой бутылки «Дубль ПЭТ» (с 2016 г.)
Соучредитель рекламного агентства «PlasmaVision» (с 2004 г.)
Директор по маркетингу и PR «METR DevelopmentGroup» (с 2014 г.)
Автор социокультурных проектов:
Парк скульптур «Флора и фауна Волго-Ахтубинской поймы в сюрреалистическом стиле», Волгоградская область, 2015г.;
Книжка-раскраска «ПРО ДОМА», посвящена архитектурному наследию «Царицын-Сталинград-Волгоград» (входит в национальный архив РФ), 2016 г.;
Фотопроект monument34.ru в защиту сохранности волгоградских памятников культурного наследия, 2017 г.;
Экопроект «Искусство против пластика», в рамках которого создано масштабное панно из собранных горожанами пластиковых крышечек на молодёжном городском фестивале «Берег», 2019 г.
Ведёт просветительский блог «Ноль отходов» @zerowaste34 в сети Инстаграм в целях популяризации раздельного сбора полезных отходов и разумного потребления.
С 2009 года является организатором субботников и посадки деревьев на территории особо охраняемой природной зоны Волго-Ахтубинской поймы.

Volganet.net: Оксана, ты была одним из тех, кто активно продвигал два волгоградских проекта на Всероссийском конкурсе по созданию туристско-рекреационных кластеров (ТРК) и развитию экотуризма в России. Ты каким образом оказалась причастна к проектам «Волжская Ривьера» и Арт-парк «Другая реальность ELTON ULTRA»?

Оксана Бабижаева: Меня пригласили в состав команды по подготовке проекта «Волжская Ривьера». Сам конкурс организуется Федеральным Агентством стратегических инициатив (АСИ), в нём мог принять участие любой, даже самый маленький проект по развитию экотуризма от любого региона. Сложность состояла в том, чтобы грамотно оформить заявку по проекту. Даже хорошо знающий туриндустрию специалист самостоятельно не смог бы сделать это – это работа команды. Для подготовки заявки АСИ сделало цикл обучающих вебинаров по каждому разделу, это очень сильно помогло.

Волгоград с вертолета
Фото: Алексей Волхонский, для проекта «Волжская Ривьера»

– Кто вошёл в состав нашей команды?

– Думаю, это уникальный опыт для Волгоградской области, когда объединились десятки специалистов из разных отраслей. В разработке проекта «Волжская Ривьера» участвовали дирекция природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», региональный комитет экономики, комитет по развитию культуры и туризма, центр «ВЯЗ», в котором работают специалисты со всей России, представители СМИ.

«Ядро» команды состояло из трёх десятков человек, а всего проект продвигали и готовили около 100 человек.

– А ты в роли кого выступала?

– Меня пригласили в качестве маркетолога. На подготовительном этапе на мне была функция создания видеопрезентации проекта «Волжская Ривьера» для конкурса. Сейчас мы проходим акселерационную программу, на мне маркетинговая и коммуникационная стратегия проекта, туда входит и биг дата, и сторителлинг, событийный маркетинг, СМИ, манифест и т.д. Если кто захочет присоединиться в команду – пишите! Хотя прежде, наверное, важно сказать, что это никем и никак не оплачивается. Но если у вас много любви к региону и достаточно компетенций для проектирования нового кластера – ваша работа будет очень полезной.

– Давай немного вернёмся назад. В полуфинале вашу работу оценили по достоинству. Из 115 проектов оба волгоградских вошли в число 34-х полуфиналистов конкурса и будут проходить акселерационную программу до октября 2020-го. Знаешь, многие из нас голосовали за проекты, буквально во всех группах (родительских чатах и так далее) звучали такие призывы. Но, сказать честно, далеко не все поняли, за что они поставили лайк. Расскажи, что даст нашему региону победа?

– Сразу хочу сказать, один наш проект выбрало жюри, а второй вошёл в число полуфиналистов благодаря активности волгоградцев. Что приятно поразило: в этом конкурсе жюри выбирало именно тех, кого действительно нужно поддержать. То есть, не как обычно: опять поощрить «богатых» или выполнить указы президента.

Но это пока не победа. На данном этапе отобранные команды проходят обучение по подготовке мастер-планов своих проектов, то есть, учатся тому, как сделать свои проекты привлекательными для инвесторов. По сути, это такой гигантский бизнес-план, который затрагивает все аспекты создания ТРК на территории региона. В финал конкурса пройдут только 10 проектов – именно они получат финансирование на их реализацию. Победа в конкурсе даст Волгоградской области возможность войти в пилотные регионы по созданию российского экологического туризма.

Фото: Алексей Копаев / Volganet.net

Картинки-хотелки и реальность

– Оксан, я понимаю, что ты в теме, но простым жителям просто не хватило информации. Что же это за проекты? И кто будет выступать инвесторами?

– Согласна, упущением со стороны АСИ было отсутствие описания проектов на сайте, где проходило голосование. Значит, так.

В ТРК «Волжская Ривьера» входят такие территории, как: культурно-историческая часть Центрального района Волгограда, вся территория природного парка Волго-Ахтубинской поймы, весь остров Сарпинский. Ключевая идея проекта – добавить к патриотическому туризму Волгограда (Мамаев курган, Родина-мать) еще и развлекательный и экологический туризм. Если очень простенько обьяснять, то выглядит это так: турист приезжает в Волгоград, смотрит ключевые исторические достопримечательности, потом на выбор: либо тусит и веселится на Сарпинском и в центре, либо осуществляет походы, экскурсии и отдыхает на лоне природы в пойме. Каждому по интересам.

Фото: Алексей Копаев / Volganet.net

По антропогенной нагрузке: Волгоград выполняет основную функцию сервисной зоны (гостиницы, рестораны, аквапарк, концерты), Сарпинский превращается в остров-парк и индустрию впечатлений – именно там создаются новейшие туристические инфраструктурные объекты: тематический парк «Водный мир» 40 гектаров, клубные отели разной ценовой политики, пляжные клубы, спортивные зоны. Волго-Ахтубинская пойма усиливается визит-центром с образовательной площадкой, глэмпингами и облагороженными пешеходными и веломаршрутами.

Инвесторами выступают: федеральный бюджет – в рамках целевых программ на развитие туризма, крупные корпорации и частный бизнес.

– Вопрос по Сарпинскому и Волго-Ахтубинской пойме: деревья вырубать будут?

– В Волго-Ахтубинской пойме никакого строительства, кроме центра по туризму, не планируется. Добавится только цивилизованная навигация и система информационных и предупреждающих знаков для туриста. Нужно понимать, что сейчас турист, оказавшись в пойме, даже не поймет что он на территории ООПТ (особо охраняемая природная территория). Сейчас эта территория дотационная, но этих денег не хватает даже на установку информационных табличек. У нас турист приехал «дикий»: шашлык пожарил, мусор после себя под кустом оставил и, не дай бог, ещё и лес поджёг, что ежегодно происходит. А убирают за ним сотрудники природного парка, как и спасают парк от ущерба.

Проект эко-отеля на острове Голодный
Фото: создателей проекта «Волжская Ривьера»

На территории острова Сарпинский вырубать если и будут что-либо, то только под строительство дорожной системы и резорт-отель. Оставшиеся объекты спокойно размещаются на участках малой растительности, тем более вся фишка парков в их деревьях и красивых природных видах. Более того, треть территории острова инициировано вывести в ООПТ для сохранения диких природных уголков. На данный момент никаких таких ограничений остров не имеет. Чтобы избежать притязаний на самые заповедные части острова, их будут «консервировать» на законодательном уровне.

– Но настроения в Сети всё же витают такие, мол, деревья вырубят, всё платное будет…

– Я тоже анализирую эти настроения. Но неконтролируемый туризм – это большее зло, чем контролируемый. Посмотри на тот же ерик Верблюд, в котором парк сделал платную зелёную стоянку с зоной для барбекю и беседками. Деньги чисто символические, но там чисто, уютно. Место пользуется огромной популярностью, потому что людям уже хочется комфорта. В Волго-Ахтубинской пойме предполагается создание тематических программ и маршрутов, подготовка экскурсоводов, оборудованных площадок и дополнительных сервисов, доступных маршрутов для людей с ограниченными возможностями. Вот здесь конные прогулки, здесь байдарки, здесь вейк-парк, здесь верёвочный парк, здесь палаточные городки, а здесь глэмпинг.

– Что такое глэмпинг?

– Сама до последнего времени не знала. Глэмпинг – это гламурный кемпинг, то есть, это тоже не фундаментальные строения, но кроме палаток здесь уже есть туалет, душ и зона питания. Получается более цивилизованный отдых на природе. На него, кстати, делают большую ставку по всему миру, потому что это дешевле, чем строительство турбазы, но уже удовлетворяет запросам более требовательных туристов, которые не любят ходить под куст (смеётся). Ну и чек, соответственно, меньше, чем на турбазе, а, значит, этот отдых более доступен для туристов.

Фото: Алексей Копаев / Volganet.net

– Оксана, есть такое выражение: когда появляется человек – исчезает природа. В этом случае так же не получится?

– Я уверена в обратном: чем больше внимание к территории, тем больше она защищена. Усилят контроль, будет меньше вандализма, мусора, пожаров. У нас, к сожалению, люди думают узко, а нужно думать широко. Ведь когда у того же природного парка появятся деньги, увеличится число природоохранных мер: лишний раз ерики почистят, сухостой уберут, урны поставят, мусор вывезут…

– Как добираться до острова Сарпинский? Сейчас налажено только водное сообщение. Строительство моста – это уже из области фантастики…

– Рассматривается вариант со строительством канатной дороги нового поколения. Канатка свяжет центр Волгограда напрямую с курортной зоной острова. Можно просто прокатиться до пляжей, можно зависнуть на несколько недель в полноценном отеле с бассейнами, SPA и развлечениями. Больше не надо хотеть в Турцию (смеётся).

Запрос на такой формат сервиса – очевиден. Посмотри на парк-клуб Бобры, который только в марте открылся: туда не попасть на отдых все лето и до середины осени, всё москвичи заняли.

Канатная дорога до Сарпинского
Фото: создателей проекта «Волжская Ривьера»

– А второй проект – «Другая реальность ELTON ULTRA»?

– Эльтон Ультра – это событийный туризм, ультрамарафон. Изначально мы хотели, чтобы эта территория также вошла в ТРК от Волгоградского региона. Но, по условиям конкурса, расстояние между объектами не должно превышать 200 км. Поэтому ELTON ULTRA подавался как самостоятельный проект. Тем не менее, не нужно рассматривать наши оба проекта отдельно. С медицинским туризмом у Эльтона и так всё в порядке, а вот ультрамарафон – это такое яркое мероприятие, позволяющее привлечь в Волгоградскую область туристов совсем по другому поводу. Эльтон Ультра – это и спорт, и творчество, и прогресс в одном экстремальном коктейле!

Экологисты

– Оксана, ты вообще по жизни кто? Блогер, общественник, предприниматель, экоактивист?.. Ну, то, что просто красивая женщина, и так понятно.

– (Смеётся). Вообще я в первую очередь менеджер проектов, во вторую – пиарщик. Я люблю интересные проекты, часто меня просят о помощи за вознаграждение и без него, и если проекты интересные, я включаюсь. Если это по моему профилю – я стараюсь делать свой максимум. Очень люблю девелоперские проекты, ивенты, чуть меньше промышленный пиар.

Фото: Дарьяна Йода

 

– Очень много времени ты уделяешь вопросам экологии. Почему именно эта тема? Родители так воспитывали?

– Знаешь, это, скорее, личные наблюдения и опыт. Я заядлый путешественник, много где бывала, видела, как живут цивилизованные страны. Потому хочу, чтобы мы не были «русским быдлом». Кстати, не в цивилизованных тоже бывала, поэтому чем дело кончится, тоже видала. В случае, если не заниматься культурой и экологии, – будет Бангладеш.

Проблема экологической культуры в России очень многогранная. Куда не копни – везде ямы, в основном с закопанным мусором. И государство не дорабатывает, и школа, и родители.

– Но отправная точка какая-то была?

– Да, началось всё во время моей учёбы в Лондоне. Я помню тот день: в аудитории, где мы учились, стоял кулер с водой, и когда я взяла третий пластиковый стаканчик, чтобы напиться, преподаватель сделал мне замечание. Он сказал: «Оксана, вы находитесь в одной аудитории целый день, пометьте свой стакан маркером и используйте его повторно». И тут у меня щёлкнуло, что все остальные студенты действительно помечают свои стаканчики: кто резинкой, кто маркером, а кто вообще со складывающимися ходит, а не использует каждый раз новый. Потом я стала обращать внимание, что на множестве товаров стоит треугольник, петля Мебиуса, знак вторичной переработки. Стала больше задумываться и интересоваться этой темой, как из одного предмета получается другой предмет или воссоздается тот же. Изменилось моё мировоззрение, а раньше я про это даже не думала.

– Ты сейчас активно продвигаешь эту тему и, мне кажется, появляется всё больше тех, кто готов идти по такому же пути – бережного отношения к природе, раздельного сбора мусора, вторичной переработки.

– Сознание общества действительно начинает меняться. Я вообще адекватный человек и против крайностей. Идея отказаться от всего на свете, ходить пешком и зубы содой чистить не только утопична, но и ущербна. Экономика должна быть бережливой, но она должна быть. Все увидели, что произойдёт, если потребление снизится в разы, в период пандемии: крах экономики, падение спроса, как следствие – безработица и голод.

Я не за снижение производств – я за увеличение переработки. Я за то, чтобы совершать мелкие поступки, которые никак не ухудшают качество твоей жизни, но изменяют картину в целом. Например, в магазин идти со своей сумкой-шопером, а не покупать свой десятитысячный пластиковый пакет, не использовать одноразовую пластиковую посуду, дольше носить джинсы, экономить воду в кранах, убирать за собой везде. По возможности сдавать на переработку свои полезные отходы. Для каждого это пустяк, но экослед после тебя остаётся в разы меньше.

Да и информации стало гораздо больше: люди по всему миру приходят в ужас от количества мусора, инициируют множество программ на тему экологии. Экологистов и в России, и в Волгограде тоже стало больше, поэтому этот процесс необратим.

«Мне наплевать, что вы обо мне думаете»

– Оксана, кто тебя не знает близко, но активно читает твою страницу на Facebook, думают, что ты этакая роковая стерва, уж прости за откровенность…

– Мне как-то вообще сказали, что я главная матерщинница Facebook (смеётся).

– В последнее время, мне кажется, всё очень даже прилично. Дети подросли, в соцсетях стали сидеть?

– И дети подросли, и настроения уже не те. Плюс моя общественная деятельность – я вхожу в две общественные организации АСИ и женский комитет «Опора России», мы образовываем много новых сообществ. Люди часто со мной знакомятся только через мою страничку, не зная мою личность, они видят только обложку.

Но, тем не менее, я сознательно продолжаю делать некоторые публикации, всё-таки это моя персональная страница.

 

– Поддерживаешь образ?

– Я хочу оставлять за собой право высказываться в любой форме по любому значимому для меня событию. Я стараюсь никого не обижать, но за откровенные хамство и неадекватность могу послать кого-либо публично куда подальше. Я по первому образованию лингвист, я вполне себе понимаю, зачем и почему применяется обсценная лексика. Если вчера был воистину день, похожий на жопу, я не могу это описать как «грустный день» или «неудачный день», я скажу, как есть.

– Не приходится страдать от своей прямоты?

– Бывает. Но что ж поделать, сколько людей – столько и мнений. Хорошим для всех всё равно не будешь. Историю с Иисусом помнишь? А святой же человек был, воду в вино превращал, но и его довели. Короче, у меня есть еще пять рабочих аккаунтов, там всё чинно и толерантно, пусть их читают (смеётся).

Не в бровь, а в глаз

– А сама чем больше всего в жизни гордишься?

– Я очень люблю «Лебяжью Поляну». Для меня это – культовый проект, мы хотели показать волгоградцам, что и в Волгограде можно жить по-другому. И сила Лебяжки не только в её безопасности, стиле и комфорте, хотя отсутствие наземных проводов и труб это очень важно. Её сила в сообществе: там живут люди (не олигархи или чиновники), которые любят свой дом, заботятся о нём. Знаешь, построить торговый центр и сдать его в аренду – просто, а построить город мечты – сложно. Нужно быть с людьми на одной волне, разделять одни и те же ценности. Любить Родину свою. Это важно.

– Может, тебе всей Волгоградской областью заняться? И сделать один регион мечты?

– Не, не потяну пока (смеётся).

– У тебя очень острый взгляд, ты постоянно подмечаешь такие детали, мимо которых многие проходят, не замечая. Один из последних постов в твоём Facebook про бабу с караваем – блеск…

– Я не ищу что-то специально, всё, как говорится, на злобу дня. Как, к примеру, получилось с этой «золотой бабой».

Я прилетела из Санкт-Петербурга, а муж через полчаса должен был прилететь из Москвы. Естественно, договорились, что я его подожду, и домой поедем вместе. 2,5 часа в самолёте в маске, в аэропорту в маске, кислорода не хватает. Решила выйти подождать его на улице. Выбегаю на улицу, срываю маску и понимаю, что сесть-то некуда. Слава богу, тепло и сухо – села прямо на газон, под деревцем. Огляделась: ни одной лавочки перед аэропортом, ни одного навеса. Вот так и рождаются посты…

Опасная дорога знаний: активисты ОНФ «забраковали» школьные маршруты в Волгоградской области

В Волгограде закрывается старейшее предприятие АО «Волгогазоаппарат»