В селе Студёно-Яблоневка под Волгоградом есть удивительное место, которое творит чудеса. Название места тоже чудесно – «Живая тропа», и люди здесь работают такие же. Некоммерческое партнёрство «Живая тропа» – семейное дело Александра Леймана и Наталии Баранниковой, которые с лошадьми работают уже более 25 лет. В деле и обе дочери супругов – Ксения и Полина. Для них «Тропа» не просто дело – это реальная возможность помогать деткам, чьи диагнозы для неподготовленных звучат как приговор.
Встречают в Студёно-Яблоневке нас как родных, сразу появляется ощущение, что ты после разлуки приехал в гости к родственникам. Небольшая экскурсия по конюшне, которую как старый друг проводит директор некоммерческого партнёрства Александр Иванович Лейман, теплые пофыркивающие носы, подробный рассказ о каждой лошади.
По дороге к небольшому ипподрому встречаем маму с дочкой. Девочка после тренировки светится от счастья. Мама, стесняясь камеры, говорит, что занимаются здесь давно и очень довольны результатами.
– Мы приехали сюда в первый раз, когда Полине было три года, – рассказывает папа другой воспитанницы клуба Роман Королёв. – За семь лет занятий у нас заметен очень серьёзный прогресс. Да и ощущения здесь, как дома. Знаете, здесь хорошо не только детям, но и их родителям. Мы вот из Калача-на-Дону ездим, приезжаю домой как будто после энергетической зарядки.
Полиночка во время разговора взрослых одно спрашивает: передадут ли морковку её любимой лошадке Джою.
Лошадей здесь любят все. Александр говорит о своих друзьях и главных помощниках, как о любимых детях. Тайга, Грация, Забава, Джой, – все лошади прошли серьёзный тренинг. Таких, как они, называют терапевтическими лошадьми.
– К нам приезжал ведущий специалист России по иппотерапии из Санкт-Петербурга, оценивал лошадей. Так вот можно сказать, что все наши кони сертифицированы, поскольку выдержали все испытания.
Начало
В Волгограде «Живая тропа» существует уже 10 лет, однако начало было положено ещё в сибирских Саянах, где у Александра и Наталии был свой конный маршрут. В начале 90-х супруги начали заниматься подготовкой молодёжи к службе в армии. Тогда и возникла мысль, что парням с нарушением осанки и сколиозом могут помочь лошади.
– Результаты были очень впечатляющими. А потом к нам привели ребёнка с ДЦП, который мог передвигаться только на костылях. Ему так нравилось общение с лошадьми, была такая мотивация, что ему сказали: «Не бросишь костыли – на лошадь не сядешь!» Он бросил костыли, в падении схватился за стремя, сел на лошадь.
– Что-то больше на легенду смахивает…
– Ну какая легенда, у нас и своих легенд тут хватает, – улыбается Александр. – Вон, на нашу Машеньку посмотрите.
В «Живой тропе» занимаются с детьми, которые подают надежды в паралимпийском спорте. Одна из таких – любимица портала Volganet.net талантливая художница Маша Подыниногина. В её копилке уже множество медалей, полученных на различных соревнованиях. И всё это несмотря на тяжёлую форму ДЦП.
Зоотерапия
В «Живую тропу» постоянно приходят родители, чьих деток постигла участь родиться не совсем здоровыми. Александр признаётся, что вылечить окончательно такие диагнозы, как ДЦП, синдром Дауна, умственная отсталость, невозможно, как бы им того не хотелось. Но социализировать, дать толчок для того, чтобы ребёнок мог научиться обслуживать себя сам, иппотерапия может.
Кстати, зоотерапия как отрасль медицины известна обществу очень давно – ещё с древних времён люди исцеляли хвори при помощи животных. Что касается иппотерапии, то первым её прославил Гиппократ. По его теории все люди, обладающие меланхоличным темпераментом, были обязаны регулярно ездить верхом, чтобы устранять негативные мысли.
В годы войны медики установили, что езда на лошади помогает быстрее проходить реабилитацию раненым людям. А современная медицина считает, что верховая езда приводит в активное состояние двигательную и дыхательную функции человека.
В 1953 году иппотерапия произвела фурор, когда женщина с диагнозом «полиомиелит» благодаря верховой езде смогла не только ходить, но и завоевала серебряную медаль на Паралимпийских играх.
Слёзы на глазах
Примеров тому, насколько лошади помогают здоровью человека в «Живой тропе», множество. Каждый родитель, с которым мы успели поговорить здесь, признался, что благодаря лошадям и грамотным инструкторам их дети сделали огромный скачок вперёд.
Кстати, инструкторы в «Живой тропе» ещё и логопеды и психологи по совместительству. По время получасовых занятия Ксения и Полина не только проводят тренировку, но еще и помогают детям научиться говорить, радоваться жизни.
– К нам на ручках принесли 3-летнего мальчика с ДЦП, – рассказывает дочь Александра Леймана инструктор Ксения Полякова.– У него была нарушена двигательная функция всех конечностей, эпилепсия, при которой запрещены массаж и лечебная физкультура. Сейчас нашему парню уже 14 лет, и он бегает. А когда приводят деток с умственной отсталостью! С одним мальчиком мы учили стихотворение по строчке в месяц, а потом он сам начал читать нам стихи. От этого слёзы на глазах. Моя работа – это не просто работа, а кайф и смысл жизни.
Мечта о большом проекте
И всё бы хорошо, если бы не несколько «но». Сейчас «Живая тропа» арендует территорию бывшей овчарни. Однако расположена она близ жилых домов, построить хорошие конюшни и большой зимний манеж здесь нереально, да и средств на такое строительство пока нет.
Но надежда появилась. Не так давно «Живая тропа» подписала соглашение о сотрудничестве с администрацией Волгограда, к делу подключилась и областная администрация, сейчас решается вопроса о выделении другого участка. Правда, остаётся ещё вопрос с поиском инвестора, но и родители, и дети надеются, что он тоже найдётся.
Пока же некоммерческое партнёрство выживает благодаря президентским грантам, которых было уже три. Ведь содержание лошадей – удовольствие очень недешёвое.
– Но у нас есть мечта, проект, который мы надеемся воплотить в жизнь, – говорит Александр Лейман. – Если найдётся инвестор, то мы могли бы построить целый комплекс, в котором дети не только занимались бы иппотерапией, но и получали другие процедуры. А для родителей это возможность отдохнуть. Да и среди здоровых детей здесь можно было бы проводить соревнования. Мы могли бы создать первый центр в Поволжье такого уровня.
Кстати, в «Живой тропе» занимаются как здоровые детки, так и взрослые. Приходят сюда целыми семьями, причём стоимость для них фиксированная, вне зависимости, два или пять человек в семье.
– Так мы хотим сделать семьи ещё крепче, и деньги тут не главное, – улыбается Александр. – А детей не делим намеренно. Здоровых это учит пониманию и доброте, а детям с ограниченными возможностями здоровья легче социализироваться, почувствовать, что они не одиноки.