Волгоградскую группу «Штурман Жорж» знают все те, чья молодость выпала на конец 90-х-начало 2000-х. Группа была визитной карточкой города-героя. С лёгкой руки Игоря Угольникова группа получила прозвище «АББА» с берегов Волги», став известной во всей стране благодаря записанному и выпущенному в свет альбому «Аусвайс». Составы «Штурмов» менялись, но одно имя было всегда: Валерий Патрик – создатель коллектива, всегда крепко держал штурвал своего «корабля». Чем живёт сегодня талантливый музыкант и композитор Валерий Патрик (Турбин), решили узнать корреспонденты Volganet.net, которым музыкант любезно согласился дать эксклюзивное интервью.
Volganet.net: Самый первый и очевидный вопрос – чем сейчас живёт Валера Патрик или Валерий Турбин?
Валерий Турбин: Заботами различного рода: бытовыми и не очень, творческими и около того. Нужными и кажущимися таковыми. По-всякому бывает. Но при этом творчество постоянно присутствует в моей жизни. Причём в различных его проявлениях: от сочинительства стихотворного поздравления старому приятелю на день рождения до новой песни или новой главы в книгу. Причём самое интересное: тем для песен стало гораздо больше, чем раньше. С чем это связано, судить не берусь. Но порой просто не успеваю записывать стихотворные наброски будущих песен в черновик.
Не так давно я был на радиостанции, давал интервью, и ведущий мне предложил: «Давай рассказывать о чём-то, как сейчас принято это делать – экономика страдает, здравоохранение страдает, культура страдает… Ну и как дела?» И я в шутку ответил: «Страдаю!» Вот, пожалуйста – чем не тема для новой песни?
А если говорить серьёзно, то я на самом деле страдаю по отсутствию нормальной творческой плодотворной работы, страдаю по отсутствию продуктивного применения своих творческих способностей. Помнишь, как Аркадий Райкин в одной из своих миниатюр сказал: «Дом большой, народу много, а поговорить-то не с кем». Вот и у меня в этом городе примерно так же. Это всё образно, конечно. Но проблема состоит в том, что иногда действительно не с кем обсудить творческие планы, рассмотреть возможность их реализации. Очень мало профессионалов осталось в культурной жизни города.
Поэтому частенько приходится одному представлять наш город и область в творческом плане на различного рода столичных мероприятиях. И это притом, что я не являюсь сотрудником ни одного волгоградского «культурного» учреждения. При этом московские музыкальные мэтры давно меня называют достойным преемником творчества земляков-композиторов Александры Пахмутовой и Владимира Мигули.
А так как я, помимо всего прочего, являюсь членом Евразийского совета композиторов и музыкальных деятелей, приходится в своём творчестве держать планку и соответствовать этому гордому званию. Но, благодаря неким «культурным» чиновникам, мои творческие достижения этому городу не нужны, поэтому и приходится реализовывать свой потенциал за его пределами.
– Получается?
– Получается или нет, судить не мне. Но, согласись, немногие местные «штатные» артисты могут похвастаться участием в передачах федеральных телевизионных каналов, посвящённых военно-историческому прошлому нашего города.
Немногие «бесхозные» артисты со своим песенным творчеством приглашались в столицу представлять культуру нашего региона на одной из крупнейших столичных площадок.
Немногие местные музыканты могут гордиться тем, что их песни, отобранные из тысяч песен столичными композиторами и продюсерами, звучали на футбольных стадионах страны во время Чемпионата мира по футболу 2018 года. Причём эти песни звучали на стадионах в любых городах, где проходили матчи ЧМ, кроме города проживания этих самых музыкантов.
Можно привести ещё массу примеров, но от этого наша местная культура не станет «культурнее». Вот такая ситуация, от которой страдают во вторую очередь местные артисты (и я в том числе), а вот в первую очередь – зрители.
– Ситуация тупиковая?
– Ну почему же… Как говорил один мой знакомый прапорщик, «из любой самой запутанной или тупиковой ситуации есть как минимум четыре выхода». Так что не всё ещё потеряно.
Энергетика
– Есть какие-то идеи, задумки, мысли?
– Есть, конечно. Но, во-первых, я, как партизан, до последнего никому и ничего не скажу, не выдам свою военную тайну. А, во-вторых, с теми артистами, которые есть сейчас в наличии, с их низким профессиональным уровнем и отсутствием «безбашенного» душевного порыва сделать какой-либо грандиозный и стоящий проект очень сложно, если не сказать большего. Увы, раньше это можно было сделать легко, непринуждённо и весьма продуктивно. Время было другое.
Помню, в здании, в котором располагалась радиостанция «Европа Плюс», где я вместе с моими коллегами записывал песни, сочинял и изготавливал рекламу, было небольшое кафе, которое стало своеобразным культурным центром притяжения для многих музыкантов города. Туда люди могли просто прийти, потусоваться, попить кофе, обсудить творческие планы. Более уютной, я бы даже сказал, домашней атмосферы я не видел больше ни в одном даже специально созданном арт-кафе, потому что это заведение для общения никто не создавал, оно возникло естественным путём, энергетически. Люди создавали вокруг себя эту энергетику. И эта энергетика их сплачивала и объединяла. Сейчас этого в городе просто нет.
– В чём причина? Почему происходит отток творческих людей из города?
– По всей видимости, из-за невозможности реализовать себя, свои творческие амбиции, планы, замыслы. Сегодня в городе нет людей, которые хотят и способны видеть дальше собственного носа.
–То есть совсем нет?
– Нет! Они мыслят сегодняшним днём. Проводимые мероприятия все, как под копирку. Результат: срубить бабла и, потирая руки, ждать следующего мероприятия для распила очередного бюджетного проекта. Грустно.
– Может быть, это из-за того, что сейчас дальше, чем на один день, загадывать нельзя? Жизнь нынче такая…
– Ну, так мы скатимся к поговорке: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах».
– Не отстану же – в чём тогда дело? Есть другие провинциальные города, в которых ситуация значительно хуже, чем в Волгограде…
– Волгоградцы сами называют свой город самым депрессивным в стране. Может, даже и в мире. И после этого удивляются: а чего это у нас так всё плохо? Я не говорю, что у нас так уж всё замечательно! Есть очень много явлений в жизни нашего города, которые надо бы выжечь калёным железом. Много чего необходимо сделать, чтобы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Но сначала надо перестать называть город самым депрессивным.
Нельзя так поступать с городом, в котором произошёл перелом в самой ужасной войне, после которого наш народ смог разгромить полчища немецко-фашистских захватчиков. Называть депрессивным город, тем самым вгоняя в депрессивное состояние жителей города и сам город-герой, подаривший всему советскому народу Великую Победу, – это неправильно.
О войне
– У тебя, кстати, много песен о войне. Какие самые любимые, если можно о них говорить с таким эпитетом?
– Я люблю их все. Они для меня как дети, которых у меня более пятисот. И где-то столько же в работе. А что касается военных песен, то, конечно же, это «Сталинград. Февраль 43-го», «Мы остались», «Севастополь», «Как только ты забудешь войну»…
…Как только ты забудешь войну,
Война тотчас войдёт в твою дверь,
И вовлечёт в себя всю страну,
И захохочет злобно, как зверь.
Ты не успеешь даже моргнуть —
Услышишь стоны тысяч сирот.
Как только ты забудешь войну,
Она незваным гостем войдёт.
Готов ли ты грудью встать за страну?
Ответь себе и не лицемерь…
Как только ты забудешь войну —
Война тотчас войдёт в твою дверь…
Волгоград и Тамбов
– Твоя песня «Ви Оу Эл Джи Оу Джи Ар Эй Ди» («V.O.L.G.O.G.R.A.D.»), по мнению самих волгоградцев, стала современным неофициальным гимном города…
– Я знаю об этом. Слышал. Причём мне об этом очень часто рассказывали люди, которые уже давно не живут в самом Волгограде. У них на телефонах рингтон этой песни стоит. Они гордятся тем, что они – волгоградцы.
– Приятно?
– Любому автору приятно, что его песня нашла отклик в сердцах людей.
Неприятно бывает другое: когда люди, не способные сами создать что-то стоящее, берут мои песни и выдают за свои.
– Даже так?
– И такое было. Не далее как прошлой осенью. В сентябре. Некий бывший волгоградец (имя и фамилию «светить» не хочу), по всей видимости, от скудости своего творческого потенциала решил «хайпануть». Он взял и выдал мою песню «Ви Оу Эл Джи Оу Джи Ар Эй Ди» («V.O.L.G.O.G.R.A.D.») за свою. Подал даже эту песню под своим авторством в администрацию города для осуществления съёмки клипа про Волгоград.
– И что?
– Съёмка не состоялась. Я повеселился, в очередной раз убедившись в том, что в энергетике нашего города что-то не совсем в порядке. И вот это самое «что-то», поселившись в мозгах некоторых «деятелей», приобретает гипертрофированные формы (как в фильмах про «чужих») и порождает некий мозговой сдвиг по фазе.
– То есть твоё творчество тебе скучать не даёт!
– Это точно. Могу сказать честно: я, как москвич по рождению, свой след в музыкальной истории этого города на Волге уже оставил. Причём даже не один. По мнению сотрудников «Центра по изучению Сталинградской битвы» и областного совета ветеранов, моя песня «Сталинград. Февраль 43-го» – это лучшая песня о военном Сталинграде.
Не так давно я написал целый альбом песен о Сталинградской битве. Это совершенно новые песни. В частности, одна из них – «Две стороны медали» – очень понравилась Льву Лещенко.
– Ну, я знаю, что не только эти песни вошли в историю. А как же «Мальчик хочет в Тамбов»?
– Не очень люблю об этом вспоминать, но, между прочим, первоначальный текст песни «Мальчик хочет в Тамбов» был про волгоградского паренька. Это уж потом, спустя более чем полгода, после хитросплетений столичного шоу-бизнеса, песня получила всероссийское признание и принесла популярность Мурату Насырову.
– Расскажи поподробнее.
– Всё это я уже рассказал в своей книге. Про это и про очень многое другое. Причём, положа руку на сердце, рассказал, не стесняясь в выражениях, не скрывая ничего. Пусть кое-кому станет стыдно.
Об авторском
– Мне кажется или отношение к авторским правам у нас в городе очень халатное?
– Увы, это так. Причём нарушения авторского права совершаются как раз именно теми, кто по специфике своей работы и занимаемым должностям должен это самое авторское право соблюдать.
– Объяснение этому какое-нибудь есть?
– У меня на этот счёт есть только одно объяснение. По моей версии, у нарушителей авторского права в душе остался укоренившийся с советских времён принцип «Всё вокруг – колхозное, всё вокруг – моё!» А ещё у нас в городе очень сильно процветают такие принципы газлайтинга, как отрицание произошедших фактов, перекладывание ответственности и подмена понятий». Всё это вкупе даёт такой результат, что авторское право у нас в положении Золушки. Если сказать иначе, то об авторское право у нас просто вытирают ноги. Надеюсь, что до поры до времени.
Чёрный список «друзей»
– Хочу вернуться к твоей книге…
– Да, я пишу книгу и это ещё один ответ на вопрос, чем я сейчас занимаюсь. В ней есть главы про разные группы, в которых я принимал участие. И это не только «Штурман Жорж». Есть история о группe «CasusBelli», в которой я был вокалистом и которую в 1991 году американские продюсеры бостонского лейбла LongViewFarm (Норт-Брукфилд, штат Массачусетс) отобрали для гастролей по США с последующим выпуском пластинки.
Тот факт, что волгоградская группа CasusBelli вошла в число девятнадцати коллективов наряду с «Бригадой С», «Вежливым отказом», «Настей», «ЧайФом», «Наутилус Помпилиус», «ДДТ» и другими, говорит сам за себя.
LongViewFarmStudios была музыкальной студией звукозаписи, здесь записывались многие известные музыканты и группы, а также студия использовалась группой «Rolling Stones» в качестве репетиционной базы в 1981 году.
А ещё в книге очень много интересных фактов и рассуждений о волгоградской музыке и о культуре нашего города. Также читатели узнают правду о том, как в небольших музыкальных коллективах, именуемых себя группами, проявляются порой самые отвратительные качества человека.
О планах
– Валерий, я помню начало нашего разговора и твои слова о трудности воплощения творческих идей в Волгограде. И всё же люди, которых, как говорят, Бог в маковку поцеловал, всегда имеют запасной план.
– Что-то типа «Есть ли у вас план, мистер Фикс?!» Ну, конечно, есть! Мне хочется воплощения чего-то масштабного, но в то же время реально осуществимого. И желательно такого, что ещё не делал никто. Хочется быть этаким своего рода первопроходцем. По крайней мере, в рамках этого города. Этот город, на мой взгляд, несмотря ни на что, всё-таки достоин того, чтобы его радовали творческими новинками. Какими? Да хотя бы выпуском уже упомянутого диска с новыми песнями о военном Сталинграде, приуроченном к 80-летию Победы в Сталинградской битве. Получится ли реализовать эту идею? Загадывать не хочу. Хотя, если честно, сильно сомневаюсь. Это только по проторенной дорожке легко идти. А корячиться через бурелом – то ещё удовольствие…
В одной из моих песен на эту же тему есть такие слова: «Быть первым – злая участь, последним – хуже нет…» А если простыми словами, то, с одной стороны, быть первым – весьма ответственно и даже порою муторно, а с другой – почётно и очень даже интересно! По крайней мере, темы для новых песен – точно гарантированы!