in , ,

Глоток истины, или Что объединяет Волгоградскую область с югом Франции

Корреспонденты Volganet.net заглянули на дно винного бокала на винодельне семьи Гусевых.

Фото: www.instagram.com/vinotur_anna/?utm_medium=copy_link

Создателю хита «В Питере пить» вскоре придётся переписать текст песни. А всё потому, что пить нужно и можно не только в Питере, но и в Волгограде, причём в Волгограде делать это даже предпочтительнее, потому как именно здесь живут люди, которые знают, что именно нужно пить, чтобы было вкусно, интересно и безопасно. Потому что они сами делают самое суровое – самое северное – вино в России, и делают его – безупречно.

Истина где-то рядом

Знаете ли вы, что мы с вами живём на землях, по своему составу приближенных к почвам юга Франции? А что в Волгоградской области растёт самый морозоустойчивый виноград, знаете? А что наш регион уже несколько лет входит в гид лучших винных маршрутов страны? Чтобы узнать всё это, нужно немногое: выделить всего один день, чтобы добраться до винодельни семьи Гусевых, расположенной в окрестностях города Дубовки. Именно с плантаций гусевских виноградников и началось наше знакомство с непростой, но такой красивой и пьянящей историей волгоградского виноделия.

Предупреждаем сразу: ни один из нас не претендует на роль сомелье или профессионального винокритика. Мы – люди, которые просто любят хорошие, качественные, интересные напитки. А ещё мы те, кто отчаянно поддерживает местных производителей, творящих магию вне Хогвартса: буквально на голом энтузиазме играющих в долгий, рискованный, но весьма благородный, как аромат муската, бизнес.

Дмитрий Гусев – яркий пример российского предпринимательства, тяжёлым физическим трудом прокладывающего свою дорогу к успеху. Виноградники, которые сейчас являются основой его бизнеса, 30 лет назад разбил его отец. Кстати, старший Гусев, Эдуард Григорьевич, и по сей день контролирует работу сына и всей винодельни: в свои 85 лет он легко встаёт по утрам и до того, как проснётся семейство, успевает обежать владения, чтобы потом раздать ценные указания.

Отобрано с любовью

– Первыми лозами в нашем хозяйстве стали лозы столового винограда. Это были 90-е трудные годы, тогда людям есть было нечего, а о вине, конечно, никто не думал. Да и винограда в стране почти не было – последствия «сухого закона», буквально уничтожившего некогда мощную винную отрасль, – говорит Дмитрий. – Но ветер перемен вскоре поменял направление, и мы тоже почувствовали его приближение. Тогда-то отец познакомился с Александром Ивановичем Потапенко, гениальным селекционером, поселившимся недалеко от нас, в селе Оленье. И мы заразились его идеей создать северное, неукрывное виноградарство – как раз в то время Александр Иванович работал над подобными сортами. Забегая вперёд, скажу: создать полностью неукрывной виноград так и не получилось, но гибридные формы мы вывели, и по сей день наблюдаем ними, ведём оценку хозяйственно ценных признаков для качественного виноделия.

Фото: Volganet.net

С рассказа о своих виноградниках Дмитрий начинает каждый дегустационный тур-знакомство. Человек с обветренным лицом и обгоревшими на солнце руками вовсе не кажется миллионером, а, между тем, только на первом этапе создания виноградников, по словам Гусева, начинающему предпринимателю нужно вложить не меньше 15 миллионов рублей. И это такой минимум, о котором даже говорить неловко: ведь нужно ещё заложить средства на риски – попробуй-ка вырасти виноград в условиях нашего непредсказуемого климата. Вырасти, собери, создай свою коллекцию…

– Меня часто спрашивают, модель бизнеса какого винодела я беру за основу в своей работе. Намекают на успех краснодарских виноделен, все мы их знаем – «Лефкадия», «Абрау-Дюрсо»…  А я всем говорю: они разбалованы местным климатом. У них ведь как: палку в землю воткнёшь – и она зацветёт без особых усилий. А с нашим виноградом нужно повозиться: укрыть на зиму, раскрыть вовремя, тут подрезать, там отогреть. И на сбор ягоды у нас отводятся считанные недели – между периодами жары, чтобы кожица не засохла, не забрала все ароматы, – делится тяготами винодельческого быта Дмитрий.

Поэзия вина

Впрочем, он совсем не жалуется: напротив, такого увлечённого своим делом человека ещё поискать. Его отец слагал о вине и винограде стихи – Дмитрий же уверяет, что поэтическими талантами родителя не обладает, но в каждом его слове о вине чувствуется настоящая любовь. Он искренне убеждён, что нет напитка благороднее и прекраснее, как нет и предела совершенствованию как сортов винограда, так и рецептов вина. Признаётся: решение стать виноделом принял, будучи в армии, и сослуживцы тогда крутили пальцем у виска. Никто не верил в успех задуманного им предприятия, а сейчас бывшие армейские приятели с удовольствием приезжают к нему в гости. А ещё Гусев гордится тем, что его бизнес – именно семейное предприятие: супруга Ольга варит прекрасные сыры (их можно попробовать и купить во время дегустаций), дочь Екатерина заведует юридической частью. Сын, который в этом году оканчивает 11-й класс, будет учиться на винодела – так постановил суровый отец.

Дмитрий Гусев всегда не только сам проводит экскурсии, но и с удовольствием позирует для фото с гостями (Дмитрий Гусев на фото второй слева)
Фото: Volganet.net

Потому что и в своё личное образование Гусев вложил немало. Несколько лет он изучал опыт немецких семейных виноградников, вдумчиво знакомился с производством вина в российской «Лефкадии». И понял: упор в своём бизнесе нужно делать на тихие белые вина – именно они могут прославить регион Нижней Волги и стать самыми настоящими эксклюзивами в мире русского вина.

– Наш регион, Нижняя Волга, больше подходит для белых сортов (и до сих пор у нас соотношение сортов 60/40 в их пользу), потому что у нас, с одной стороны, много солнца и сухая тёплая осень, но, с другой стороны, зимы холодные с частыми оттепелями. Бывают бесснежные зимы, и потому вся культура укрывная: достаточно всего двух дней с температурой ниже 25 градусов, чтобы всё, что не укрыто, погибло, – рассказывает Гусев.

Белый король

Именно своим белым вином Гусев и покорил Россию. Его совиньоны всегда лидируют в сортовых дегустациях, его рислинги разлетаются как горячие пирожки и считается удачей приобрести это вино с неповторимой кислинкой. В кругах российских виноделов Гусева уже давно называют королём белых вин, но есть в линейке его продукции и красные, и даже игристые вина. Рассказывая о последних, он сразу предупреждает: настоящий знаток никогда не станет называть их шампанским.

– Всем известно, что шампанскими могут называться только игристые вина, произведённые в провинции Шампань. И, кстати, западные партнёры уже какой год подряд неустанно просят нас перестать использовать в названии игристых вин термин «шампанское». А мы говорим: «Позвольте, но ведь вы запатентовали название, написанное на латинице, а мы, слава богу, пишем на кириллице», – смеётся Дмитрий. – Так вот и отбиваемся от нападок за использование авторского наименования.

Сабраж, кураж и купаж

Названия гусевских вин звучат как заклинания: Красностоп Золотовский, Мариновский, Сибирьковый, Ассамбляж, Мускат Оттонель, Пет-Нат, Цитронный Магарача (ну путать с магарычом – прим. ред.)… Почти все они названы так по сортам виноградов, но есть среди них и названия с историей. Например, Стрелецкий: Дмитрий Гусев покопался в архивах дубовского музея и выяснил, что когда-то на этих землях стояли стрелецкие полки. Не потому ли одной из любимых забав посетителей гусевской винодельни является сабраж – когда гости под чутким руководством маэстро Гусева лихо срезают горлышко бутылки хоть ножом, хоть саблей, хоть даже… утюгом, показывая всю свою русскую удаль и лихачество.

Фото: www.instagram.com/vinotur_anna/?utm_medium=copy_link

К слову, Дмитрий Гусев – не единственный (но, безусловно, один из самых популярных и харизматичных) винодел в Волгоградской области. На территории нашего региона насчитывается уже четыре винодельни: две в Дубовском районе и две – в Среднеахтубинском. Все они входят в набирающие популярность винные туры, которые знакомят посетителей с качественной продукцией волгоградских виноделов, уверенно претендующей на вхождение в сотню лучших товаров России. Это как раз тот случай, когда можно влюбиться в наш регион за пару-тройку глотков.

А у нас, кажется, созрел тост – за процветание!

Волгоградский облсуд ужесточил наказание видеоблогерам, избившим тамбовчанина

В Волгограде коммерсант и чиновник похитили 1,7 миллиона рублей у «Старшего поколения»