in ,

Няня для мальков, или Тонкости работы Волгоградского осетрового завода

Портал Volganet.net V деле.

Фото: Volganet.net

О работе по сохранению в Волге и Каспии вымирающих осетровых портал Volganet.net рассказывал совсем недавно. Процесс этот сложный, дорогой, требующий участия сотен специалистов и серьёзной государственной поддержки. Однако рассуждения и цифры – это одно, а погружение в этот процесс – совсем другое. Наши журналисты на один день сменили профессию, чтобы увидеть работу Волгоградского осетрового рыбоводного завода изнутри. Нашим провожатым в этот день стала удивительная женщина, «мать осетров», заместитель начальника Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Наталья Савичева.

СпраVка

Осетровый завод – единственный в Волгоградской области, он состоит из нескольких участков.
В теле плотины Волжской ГЭС расположен обширный бассейновый участок, где содержатся взрослые производители и представители старшей возрастной группы ремонтного стада.
Второй участок – плавучая садковая линия. Здесь под открытым небом, прямо в садках, на охраняемой территории ГЭС в русловой части Волги содержатся взрослые производители, готовые к получению потомства.
На левом берегу Волги, в посёлке Рыбоводном Среднеахтубинского района, с 1961 года существуют инкубационный цех и прудовый комплекс, где происходит получение молоди и её выращивание.

А ум как у собаки

Бассейновый участок в теле плотины – настоящий санаторий для осетров. Комплекс оснащался за счёт государственного бюджета начиная с 1998 года. В 2003 году состоялось его официальное открытие.

Несколько десятков бассейнов на площади под 600 квадратных метров, в которых в курортных условиях живут производители будущего потомства – осетры и стерляди.

Подходим вместе с Натальей Алексеевной к одному из бассейнов. На меня гигантские рыбы не реагируют, а вот завидев хозяйку, начинают высовываться из воды, требуя ласки и внимания. У осетровых очень развит интеллект, да и ведут они себя почти как собаки, только что не лают, но хвостами виляют презабавно.

На сегодняшний день численность ремонтно-маточного стада (так правильно называют производителей) на заводе – порядка 6 тысяч: 3 тысячи особей осетра и 3 тысячи – стерляди.

– Рыбы к продолжению рода способны не каждый год, цикличность 3-4 года, – рассказывает Наталья Савичева. – Потому всё стадо разделено на четыре группы, которые созревают постепенно, отдают икру и молоки и уходят на несколько лет на восстановление.

Пора размножения

Когда приходит время, самцов и самок – будущих пап и мам – на специальных машинах перевозят в цех №2, что находится в посёлке Рыбоводный. Там помещают в бассейны на неделю – пережить стресс и адаптироваться.

Показывая хозяйство цеха №2, Наталья Алексеевна поясняет, как происходит дальнейший процесс.

– Когда производители «отдохнули с дороги», им начинают проводить гормональные инъекции, чтобы рыба быстрее созрела к отдаче икры и молоки. Далее самке, готовой отдать икру, делают маленький надрез яйцевода, икра сцеживается. Для рыбы этот процесс безболезнен и происходит очень быстро. Заранее отбирается семя у самцов, которое проверяется на балльность. После икра смешивается с водой и спермой. Всё делается в прямом смысле по секундам. Проводится повторное оплодотворение, после чего икру обесклеивают. В природе икринки клеятся на камешки, на заводе же оплодотворённая икра закладывается в аппараты, в которых икринки выдерживаются от 3 до 7 суток.

Фото: Volganet.net

Весь процесс появления на свет новых ценных рыбок очень сложен и опирается на серьёзную научную базу. После того, как из икринки выклёвывается личинка, её помещают в специальные бассейны, где она проходит несколько стадий. Когда же из личинки появляется крохотный малёк, он отправляется дальше – в пруды.

Пруды готовят заранее – ещё с осени-зимы. Их обеззараживают, вносят дополнительные удобрения, навоз, амафоз, кормовые дрожжи. Дело в том, что в прудах рыбу не кормят специальными кормами, с «яслей» она привыкает к естественному питанию. Потому-то в прудах сначала и выращивают кормовую базу.

– Мы заливаем их на 1/3, чтобы кормовая база хорошо развелась, а потом доливаем воду. Здесь главное поймать температуру, – продолжает Наталья Савичева. – Нужно, чтобы вода была как в бассейне, где находились личинки, чтобы не было перепада температур. Поэтому выходим зарыблять и в 2 часа ночи, и в 3 часа, чтобы вода была оптимальной для молоди – не слишком горячей и не холодной.

Как только рыбка достигает веса в 2 грамма, её по специальным каналам выпускают в Волгу.

Рыбий коктейль

Однако не все мальки растут в прудах, часть остаётся в «яслях» до выхода в большую жизнь. В цеху №2 установлены десятки бассейнов, в каждом из которых подрастают по 10 тысяч осетров и стерлядок.

Фото: Volganet.net

В день, когда мы приехали на предприятие, у малышей был «выпускной»: будущие гиганты должны были отправиться в своё большое плавание. И этот момент всегда самый волнующий для рыбоводов. За процессом следит специально созванная комиссия, всё протоколируется и документируется.

Как только мы подходим к бассейнам, малыши кидаются к поверхности, следуя за нашими руками.

– Их сегодня не кормили, потому что этого нельзя делать перед выпуском, – улыбается Наталья Алексеевна. – Кормим мы их специальным коктейлем: миксером сбиваем жаброногов с сухим кормом. Получается рыбий коктейль, сотрудники ходят и потихоньку разливают в бассейны, за этим процессом можно наблюдать часами.

Фото: Volganet.net

О каждом нюансе невероятно сложного, порой деликатного процесса выращивания «царских рыб» Наталья Алексеевна рассказывает с таким увлечением, что мы понимаем: случайных людей на предприятии нет. Да и она сама признаётся, что это дело нужно любить и болеть им, ведь это не просто работа.

Фото: Volganet.net

Между тем специалисты завода начинают вылавливать симпатичных шипастиков огромными сачками, взвешивают их: один малыш, согласно госзаказу, должен весить не менее 2 граммов. После чего рыбки отправляются на финишную прямую – их помещают в специальные контейнеры, в которых молодь довезут до Волги и по каналу выпустят в реку.

Большое плавание

Процесс выпуска затягивается почти на 12 часов, до глубокой ночи. Сегодня в Волгу отправились ещё 400 тысяч осетров. Всего же в этом году в рамках госзаказа Волгоградский осетровый завод выпустил 3 миллиона мальков, а сверх госзаказа, за счёт собственных средств, ещё порядка миллиона.

Фото: Volganet.net

По словам Натальи Савичевой, волгоградский завод уникален выпуском молоди осетровых с максимальным приближением к естественным условиям.

– Наша молодь наиболее важна для дальнейшего развития популяции: она проходит весь естественный цикл. У рыбы полностью формируется инстинкт хоуминга – возращения обратно, – говорит она. – Для полученного в искусственных условиях малька очень важен пресноводный период ската из реки в море, чтобы спустя 15-20 лет он вернулся сюда на икромёт. Наш завод даёт осетру возможность пройти дистанцию почти в 600 километров от Волгограда до Каспия и адаптироваться к реке.

Фото: Volganet.net

Конечно, не все эти миллионы симпатичных малявок с шипиками вырастут в статных взрослых осетров и стерлядей – на это должно уйти не менее 10-20 лет. Кстати, в Волге стерлядь может достигать веса 6-8 кг, а каспийский осётр – 15-20 кг.

Фото: Volganet.net

До взрослого состояния из четырёх миллионов выпущенных рыбок доживут в лучшем случае 5-6 тысяч. Но для рыбы с продолжительностью жизни как у человека и половым созреванием в 10-20 лет два-три выживших из сотни малька – это уже отличный показатель. Ведь даже несколько тысяч осетровых, бережно выращенных руками человека, это шанс вновь увидеть осетра в Волге и Каспии. И эти шансы сотрудники Волгоградского осетрового завода увеличивают из года в год, делая такое непростое, но очень важное и интересное дело.

Карнавал, фестиваль духовых оркестров, парад невест: Волгоград готовится отметить день рождения

Неприятная встреча: в Волжском участник марафона ULTRA100 сошёл с дистанции из-за встречи с волком