Некоторое время назад в руки известному волгоградскому реставратору Анне Резниченко попала уникальный предмет. Церковно-богослужебная книга «Месяцеслов», издание конца XVII века, уже находилась в плачевном состоянии. По словам Анны Резниченко, на первый взгляд казалось, что восстановлению книга не подлежит. На то, чтобы совершить невозможное, ей потребовалось семь месяцев упорного труда.
– Книжный блок был сильно деформирован, оторван от переплётных досок, страницы загрязнены грибками и плесенью, воском, продуктами жизнедеятельности насекомых. В результате попадания влаги – грязные затёки с изменением цвета бумаги. Шнуры и нити, сшивающие книгу, были разорваны, утеряны форзацы, каптал, металлические застёжки. Кожа переплётных крышек сильно иссушена, в трещинах, корешок наполовину оторван, – Анна Резниченко не устаёт вспоминать о том, каким она впервые увидела уникальный памятник русского книгопечатания.
Реставрационный процесс осуществлялся после Реставрационного совета с учётом его рекомендаций. Эксперты подобрали материалы для дополнений утрат бумаги и кожи, клей подходящих концентраций, консервационные средства, определили технологические приёмы для удаления загрязнений разного характера. Два месяца реставратор занималась только тем, что промывала страницы книги, сделанные из тряпичной бумаги «вердже», специальным химическим составом, очищающим древнюю бумагу. С ювелирной тщательностью она обрабатывала строчку за строчкой, стараясь не повредить железисто-галловые чернила, коими была написана книга. На реставрационном столе с подсветом восстанавливались разрывы и восполнялись утраты, после чего странички оппресовывались и сшивались потетрадно на шнурах льняной нитью в книжный блок. Также был сплетён недостающий каптал по аналогу и восстановлен по сохранившимся образцам декоративный форзац.
– Свои особенности имела работа с кожаным переплётом: она трудоёмка и требует особых навыков, – призналась Анна. – Из-за пересушенности кожу с трудом можно было снять с досок, после чего в течении полугода я смягчала её специальными смазками на основе масел и воска. Далее избытки масел удалялись фильтровальной бумагой, кожа с внутренней стороны мездровалась, после чего восполнялись все повреждения и утраты. Были изготовлены новые застёжки на кожаных ремнях вместо утраченных, а вот корешок книги восстановлению не подлежал, поэтому был сделан новый, но – традиционным способом, сохраняя красоту и уникальность почтенного возраста книги. Доски были помыты и зачищены, на них вернулся кожаный переплёт. Только после этого книга была собрана.
В общей сложности работа по восстановлению «Месяцеслова» заняла семь месяцев: теперь книга стала одним из ценнейших – во всех смыслах этого слова – экспонатом Волгоградского музея изобразительных искусств им. Ильи Машкова, на базе которого и проходили реставрационные работы. Сама же Анна Резниченко призналась, что это была одна из сложнейших её работ, которую она выполнила, как можно увидеть, на самом высоком уровне.