На недавней встрече руководства Волгограда с представителями молодёжных объединений активисты сделали неожиданное предложение – выделить пространство для стрит-арта. Молодые люди считают, что граффити легче узаконить, чем бороться с ним. И в этом есть смысл, ведь граффити – настоящая уличная чума, противостоять которой практические невозможно.
Сегодня покрасили – завтра разрисовали
Увы, граффити – не как направление искусства, а именно как вандализм – является проблемой не только Волгограда. Все крупные и мелкие российские города, небольшие посёлки да даже мировые столицы страдают от рук уличных «живописцев». К тому же в некоторые граффити вплетают специальные знаки и даже адреса сайтов для закладчиков и потребителей наркотиков, но это уже совсем другая статья.
– Именно поэтому в Волгограде нужно создавать специальные пространства для занятия граффити, где юные художники могли бы проявлять своё творчество, не портя фасады домов, – пояснил автор идеи, директор МУ «Молодёжно-подросткового Центра Советского района Волгограда» Григорий Завьялов.
С примерами того, КАК граффитисты портят общественное имущество, Волгоград сталкивался не раз. Вспомните хотя бы, как перед чемпионатом мира по футболу неизвестные разрисовали свежеокрашенные фасады домов в центре города.
И вот тут возникает вопрос: кто должен заниматься поиском и наказанием вандалов? Ответ очевиден – полиция, благо, сейчас почти весь город опутан системой камер видеонаблюдения «Безопасный город». Но в полиции говорят, что поймать рисовальщиков почти невозможно! Думается, лукавят.
Так, несколько лет назад сотрудники линейного управления транспортной полиции Волгограда после сигнала диспетчера схватили 19-летнего студента, который «украшал» только что отремонтированную и покрашенную стену 5-го причала речпорта. В итоге рисовальщика вместе с друзьями под прицелами камер журналистов заставили закрасить художество.
Хороший опыт показательной порки! Надо полагать, после такого урока студент навсегда забыл, с какой стороны держаться за баллончик с краской.
Или вот совсем недавний пример: осквернение надписями националистического толка открывшийся мемориал жертвам Холокоста в сквере им. 8 Марта. Тогда вандала тоже смогли вычислить и задержать благодаря камерам видеонаблюдения.
Стена Леннона
Руководство Волгограда в принципе с предложением молодых активистов согласилось, правда, с оговоркой, что популяризацию граффити как способа украсить город и создать в нём некие точки притяжения туристов должны взять на себя сами активисты.
– Граффити граффити рознь, – резонно заметил глава Волгограда Владимир Марченко. – Если идёт речь о тематических рисунках или разукрашивании серых трансформаторных будок, чтобы «оживить» городские дворы, это одно, а неприличные надписи и узоры, которыми уродуют остановочные павильоны, например, это не искусство.
Но вопрос, появится ли в Волгограде своя «стена Леннона», как, например, в Праге, или берлинский «Братский поцелуй», пока не решён. Власти заявили, что ждут предложений от самих активистов, которые должны предоставить чёткие планы по реализации своих идей. При этом чиновники заверили, что если идея будет хороша, то место для её воплощения найдётся.
Опыт из-за океана
Почти уверены, что несколько стен проблему с рисоваками в городе не решит. Хотим дать властям подсказку: возможно, стоит посмотреть на американский опыт. Так, в Нью-Йорке в конце 80-х было создано подразделение по борьбе с граффити, позже влившееся в Специальное подразделение по борьбе с вандализмом. В новое подразделение набрали полицейских, имеющих опыт работы с неблагополучными детьми и подростками, оперативников наркоконтроля, аналитиков и даже армейских спецов по борьбе с партизанами.
Целых полгода они создавали базу всех рисунков, в неё вносились все до единой буквы на стенах. По мере появления новых «картин» их также вносили в базу, что в итоге позволяло отслеживать маршруты «художников». После этого у полиции появился список граффитистов, а вслед за этим мэрия мегаполиса пересмотрела размеры штрафов. Вместо 250-300 долларов они стали доходить до 10-20 тысяч у.е.
Как результат, число рисовак на улицах Нью-Йорка сократилось до контролируемого минимума.