В Волгограде началась новая эпидемия. Мы говорим не о коронавирусе или другой болезни – речь идёт об эпидемии бесчеловечности, безответственности и людской жестокости. Волгоградцы массово выбрасывают на улицу своих породистых собак, ещё вчера гордо носивших статус верных друзей и дорогих – во всех смыслах – питомцев.
…Волонтёры приюта для бездомных животных «Лисёна» демонстрируют ценные образцы своей «коллекции» элитных псов: гончие, ротвейлер, стаффордширские терьеры, хаски, шарпей… Количество дорогих экспонатов может увеличиться в любой момент, потому как породистые собаки, выброшенные людьми как мусор, явление в последнее время частое.
– Животные обесценились. Люди покупают за несколько тысяч рублей породистую собаку, а потом понимают, что не хотят или не могут с ней возиться, и выгоняют на улицу. Некоторых мы находим в ужасающем состоянии, – рассказывают работники приюта.
Некогда великолепного пса гончей привезли на машине в Краснооктябрьский район города и бросили на обочине умирать. Собака лежала там три дня. Жалостливые люди соорудили для неё будку и позвонили организатору «Лисёны» Наталье Миндриной.
– Собака три дня не пила и не ела, она находилась в полуобморочном состоянии, не могла двигаться, сидеть и даже глотать. Мы забрали и отвезли пса в ветклинику, но все усилия ветеринаров оказались бессильны: у него отказали почки, он погиб, – вспоминает Миндрина.
Ищу хозяина
Сегодня в приюте ещё две гончие – активные и молодые, но содержать их очень непросто.
– Уход за породистыми псами отличается. Гончим, как и хаски, нужно очень много гулять, а когда в приюте на 200 животных три работника, нормальный выгул невозможен, – продолжает Миндрина. – У нас очень много метисов разных пород. Да и гладкошёрстные собаки должны содержаться в условиях тёплой квартиры, а не уличного вольера. Хорошо ещё, что с нашими питомцами занимаются профессиональные кинологи, все собаки здоровы.
Приют «Лисёна» сейчас буквально трещит по швам от количества псов. Отдельный больной вопрос – медикаменты и корм.
– Прокормить такую армию очень непросто, – говорит Наталья. – Мы принимаем любую помощь: нам можно привозить пелёнки, тёплые одеяла, простыни, полотенца, ветеринарные препараты для обработок, перчатки, корм, крупу…
Но больше всего волонтёры хотят, чтобы у их подопечных появился дом. Все собаки – как породистые, так и простые дворняжки – ждут своих хозяев.
– Не в каждом доме должна быть собака, но у каждой собаки должен быть дом, – таков девиз приюта.
Корень зла
В чём же причина пандемии безответственности? Причин, по мнению зоозащитников, несколько. Во-первых, доступность собак на рынке, когда породистую собаку можно купить за пару тысяч рублей.
– Если бы собака стоила 200-300 тысяч рублей, то бездомных породистых на улицах не было бы, – уверена Наталья Миндрина. – А так люди увидели прекрасную плюшевую игрушку, купили, та выросла и превратилась в проблему: а) стала больше есть, б) разгромила квартиру, в) требует часто гулять, г) дорогостоящее лечение.
Кстати, уход за породистой собакой, в особенности её лечение, действительно может влететь в копеечку. А на фоне снижения общего благосостояния и сокращения доходов у людей не хватает денег на собственные нужды, не говоря о нуждах их питомцев. Как бы это страшно ни звучало, но людям стало гораздо проще выбросить животное на улицу, нежели кормить и лечить его.
О кризисе на рынке породистых животных – как их разведения и продажи, так и содержания, – свидетельствует и прекращение работы крупной волгоградской сети ветеринарных клиник и интернет-магазина «Аверия». На сайте учреждения руководство компании сообщило, что «Аверия» закрывается и распродаёт оборудование из-за убыточности. 13 февраля станет последним рабочим днём лечебных центров.
По словам руководства, клиника тратит больше, чем зарабатывает: у людей просто нет финансовой возможности предоставлять своим питомцам качественный профессиональный уход.
О проблеме бездомных собак в последнее время говорится много, на всех уровнях, с экранов всех телевизоров. Но мы уверены: начинать нужно с людей, а не с животных. Только суровое наказание для человека может стать лекарством от болезни, имя которой безответственность.