in , , ,

«Не хочу жить с фашистами»: как в Волгограде проходят референдумы о присоединении ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей к России

Корреспонденты Volganet.net побывали на избирательных участках, организованных в городе-герое.

Фото: Volganet.net

В Волгоградской области, как и в других регионах страны, куда из-за военных действий вынуждены были переехать жители Луганской и Донецкой Народных Республик (ЛНР и ДНР), Херсонской и Запорожской областей, проходят референдумы о присоединении этих территорий к Российской Федерации. С утра 27 сентября в Волгограде заработали два избирательных участка, где люди могли сделать свой выбор. Корреспонденты Volganet.net побывали на том, где голосовали жители ЛНР и ДНР.

Как пояснили в Избирательной комиссии Волгоградской области, голосование на референдумах велось в течение пяти дней. С 23 по 26 сентября оно проходило в выездном формате: участковые комиссии объезжали пункты временного размещения людей, места их компактного проживания, посещали на дому тех, кто по состоянию здоровья просто не смог бы посетить избирательный участок.

Фото: Volganet.net

Сегодня же, 27 сентября, на участки могли прийти все те, кто ещё не высказал свою позицию. И таких оказалось очень много: к столикам, где выдавались бюллетени, выстраивались очереди.

Фото: Volganet.net

По словам председателя участковой комиссии № 22052 по проведению референдума ЛНР Людмилы Резник, в этом нет ничего удивительного: люди последние 8 лет ждали и надеялись.

– Я приехала в Волгоград в феврале из Алчевска, – рассказала Людмила Дмитриевна. – Я больше не смогла оставаться там, где каждую секунду ждёшь прилёта, к этому невозможно привыкнуть. Я вчера спрашивала подругу из Луганска, как дома проходит голосование, она мне ответила, что люди идут, причём с детьми. У меня волосы дыбом встают от этого. Сегодня в 16:00 закроется избирательный участок, мы подсчитаем голоса и отправим все данные по защищённым каналам в ЛНР и ДНР. Людей очень много, сами видите, на участках выстраиваются очереди. Люди приходят с отличным настроением и надеждой. Я сама, когда ставила отметку в бюллетене, чувствовала, будто сейчас взлечу. Люди приходят голосовать и плачут. Мы столько пережили, мы достойны того, чтобы быть в составе России.

Людмила Резник: «Я сама, когда ставила отметку в бюллетене, чувствовала, будто сейчас взлечу».

«Жить с террористами»

В том, что люди, пришедшие на участки, действительно испытывают сильные эмоции, мы убедились сами. Но если мужчины скупо роняют слова, женщины чаще плачут, просят их не фотографировать и не называть имён.

– Мы из Ясиноватой (ДНР). С 22 июня находимся здесь. Надеемся на лучшее, думаем, что все должно закончиться и наладиться.

– Неделю назад я приехал из Соледара (ДНР). Там сейчас линия фронта, всё разбито, украинская армия добивает те дома, которые ещё остались жилыми, – рассказывает Павел Волхов. – С 2014 года страдали те жители, по чьим городам и сёлам проходила линия фронта, а мы с этого времени жили в окружении бандитов, называющих себя украинской армией.

Павел Волхов: «Я, конечно же, проголосовал за Россию, потому что жить с террористами не с руки». 

Молодые мужчины, принимающие участие в голосовании, говорят, что вскоре отправятся туда, где они нужнее. Пока же устраивают здесь свои семьи.

Фото: Volganet.net

– Я голосую за присоединение к России. Мы все ещё с 2014 года мечтаем быть россиянами,  – говорит Александр Коваль из Мариуполя. – У меня мать русская, отец с Украины, в Волгоград мы приехали в марте. Сейчас я надеюсь получить документы, уже подали на гражданство РФ, после этого вступлю в ряды Российской Армии.

Мужчина утверждает, что в 2014-м году тяжело жилось тем территориям, где шли военные действия. Но уже с 2017-2018 года затянули гайки всем.

Фото: Volganet.net

– Начались жёсткие притеснения русскоговорящих людей, детей в школе начали учить только по учебникам на украинском языке. Мы все, кто принимает участие в этом референдуме, хотим войти в состав России. Кто был с этим не согласен, давно уехали из ЛНР в Европу или на запад Украины. На Донбассе сейчас живут только те, кто хочет быть с Россией.

«Ждём гражданства»

На участки приходили не только те, кто совсем недавно покинул опасные территории. Немало было и таких, кто живёт в Волгограде или области уже несколько лет.

Нина Новикова из города Красный Луч (ЛНР), к примеру, в городе-герое уже 8 лет. Говорит, нашла себя здесь: и любовь, и работу. Вопрос, идти или нет на референдум, для неё даже не стоял:

– Мы все хотим, чтобы Россия приняла нас в свой состав. В ЛНР остались брат с женой и маленьким племянником, очень неспокойно дома: бомбят, стреляют… Страшно, когда летит что-то над головой и неизвестно, куда это упадёт. В моём городе разрушили большой завод, гостиницу, было очень много пострадавших. Те, кто не верит, что Донбасс убивают с 2014 года, пусть поедут и увидят всё сами.

Нина Новикова: «Те, кто не верит, что Донбасс убивают с 2014 года, пусть поедут и увидят всё сами».

Пенсионеры Раиса и Виктор Косенко рассказывают, что через 20 дней должны получить российские паспорта. Раиса Викторовна, стесняясь говорить, просит мужа пообщаться с журналистами.

– То, что Донбасс возвращается, – это хорошо. Ещё в 2014 году надо было, мы и тогда голосовали, но не получилось. Условий у нас там уже не было никаких – ни света, ни воды, ни газа. Отношение украинских властей? А никакого отношения. Приходили, говорили: «Мы вас приехали убивать». Ходили с оружием, ловили… Спасало только то, что фамилия у нас на О заканчивается, – говорит Виктор Косенко и добавляет, что все надеются только на лучшее.

Фото: Volganet.net

О том, что Донбасс – давно Россия, говорит и жительница ЛНР Людмила Анатольевна.

– Мы уже 8 лет считали себя россиянами, только не подтверждено это было, а сейчас все верим, что после воссоединения наступит мир.

«Не хочу, чтобы про родных говорили, что они нелюди»

На участки для голосования только за первый час работы, по нашим скромным подсчётам, пришло не меньше ста человек. Подглядывая в урны для голосования, мы видели, что на бюллетенях отмечена только та клетка, в которой можно голосовать ЗА присоединение к России. Некоторые вместо галочки, которая, к слову, пишется, как латинская V, ставили букву Z.

Фото: Volganet.net

– Понимаете, я украинка, моя национальность украинка, я люблю свою страну, но я не хочу жить с фашистами, – говорит женщина, попросившая не называть её имени. – Я не хочу, чтобы мне указывали, на каком языке мне разговаривать, я не хочу, чтобы про моих родных в России говорили, что они нелюди, рашисты и орки. Я иду голосовать с большой надеждой, что наступит мир. Я из Артёмовска (ДНР), у нас города нет практически. Мама осталась там, так она почти не выходит из подвала. Люди в 21 веке готовят еду на костре, а над ними летают снаряды. И ведь они летят туда, где нет русских солдат, и украинцы это прекрасно знают. Уничтожают нас. А мы все хотим домой. Вернёмся и будем восстанавливать свою землю.

Примерно о том же говорят и супруги Надежда и Владимир Денисовы из Горловки, от которой сегодня мало что осталось.

– Восемь лет нас бомбили, уничтожали. Мы жили без света, без воды, но мы надеялись, мы знали, что нас не бросят. Мы сами россияне, Россия – мощная и сильная страна, а Донбасс всегда, испокон веков, был российский, русскоговорящий. Наконец-то мы дождались!

Леонид Матухно: «Всё уже, пора возвращаться домой – в Россию. Сначала будет тяжеловато, но ничего – сдюжим».

Кстати, сегодня на участки пришли даже те, кто раньше из принципа никогда не голосовал. Леонид Матухно из Кременной (ЛНР) считает, что сейчас его голос действительно важен.

– Всё уже, пора возвращаться домой – в Россию. Мы и так давно с Россией, но нас поделили еще в 1991 году. Сначала будет тяжеловато, но ничего – сдюжим. Все, кто сюда приходит, никто не проголосует против. Ничего мы уже не боимся!

«Солнечная долина», или Про любовь к людям и лошадям

Скольких ещё призовут: на горячей линии ответили на волнующий волгоградцев вопрос