На минувшей неделе в Общественной палате Волгоградской области обсуждалась тема, волнующая тысячи родителей – тема школьного питания. Для того чтобы принять в ней участие, в Волгоград прибыл президент АНО «Институт отраслевого питания», эксперт проекта ОНФ «За честные закупки», член рабочей группы по разработке федерального закона о детском питании Владимир Чернигов
За круглым столом
Круглый стол в Общественной палате собрал представителей разных ведомств: чиновников, контролёров, руководителей самой крупной отраслевой ассоциации региона «Профессионалы социального питания», Уполномоченного по правам ребёнка и организаторов питания. Главным экспертом площадки стал Президент Института отраслевого питания, учредитель проекта «За школьное питание» Владимир Чернигов.
С первых минут обсуждения участники сошлись на том, что в регионе действительно проведена масштабная работа по подготовке школьных пищеблоков в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Все школы, включая малокомплектные, уже оборудованы собственными пищеблоками. А благодаря тому, что в Волгограде построен и запущен в работу комбинат социального питания, область смогла получить федеральные субсидии на софинансирование горячего питания 100% школьников с 1 по 4 класс.
Следующий этап – подготовка системы родительского и общественного контроля.
– Нормы права, которые отражены в ФЗ-47 «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» важны, и само принятие этого закона стало большим прорывом для всей сферы, – отметила председатель комиссии по вопросам обеспечения законности и защиты прав граждан Общественной палаты Волгоградской области Светлана Казачёнок.
Общественный мониторинг
Свою концепцию общественного мониторинга предложила руководитель межрегиональной общественной ассоциации «Профессионалы социального питания», член Общественной палаты Волгоградской области Софья Жилина. По её словам, именно Общественная палата сможет объединить усилия всех заинтересованных сторон – контролирующих и надзорных органов, администрации, операторов питания, а также родителей и общественников – и стать основной площадкой для решения задач в данной сфере.
– Непременным условием для системной работы должен стать единый стандарт проведения мониторингов, который мы предлагаем разработать. При этом важно, чтобы оценка качества школьного питания была измерима в конкретных показателях: вес порций, температурный режим готовых блюд и напитков, уровень отходов по категориям блюд, соответствие меню на текущий день. В этом вопросе важно уйти от вкусовщины и опираться на понятные, измеримые нормы, – подчеркнула Софья Жилина.
Она также предложила к рассмотрению механизм, инструменты для проведения мониторингов и календарь реализации проекта.
– Общественная палата – это не надзор, не контроль, не политический проект, не битва за отчётность. Но это возможность проявить внимание к общей задаче, принять посильное участие в её реализации, помочь всем сторонам найти общее решение, которое поможет вырастить здоровое поколение детей, – заявила Софья Жилина.
Это предложение поддержали все участники совещания и прежде всего – главный федеральный эксперт отрасли Владимир Чернигов.
Деликатная тема
– Школьное питание – это деликатная тема, и чем более точными и абсолютными будут показатели оценки, тем лучше, – отметил Владимир Чернигов. – Однако у меня есть замечание. ОНФ, общественный контроль, родительский контроль… Мне кажется, чего всегда было в избытке в нашей стране, так это контролёров, поэтому предлагаю не умножать ряды тех, у кого есть и квалификация, и полномочия. Предлагаю другую платформу – внимание и участие, общественный консенсус. Питание детей – это абсолютно объединяющая история. Нет тех, кто в ней не заинтересован. Нужно научиться не контролировать, а договариваться и действовать.
Отметим, что вопрос о создании рабочей группы по школьному питанию при Общественной палате Волгоградской области будет вынесен на заседание органа в начале сентября. После «круглого стола» корреспондентам Volganet.net удалось ещё немного пообщаться с Владимиром Черниговым и задать ему наиболее актуальные вопросы.
Централизованная система
– Владимир Валерьевич, в Волгоградской области сложилась ситуация, при которой школьным питанием занимаются не школы, а крупные компании – операторы. Некоторые журналисты и общественники усматривают в этом очень серьёзную коррупционную составляющую. Как вы считаете, насколько уместна именно такая схема организации школьного питания?
– Эта схема не нова и не оригинальна. Но, мне кажется, порядочность и чистоплотность в ведении бизнеса и организация школьного питания – это два отдельных вопроса. И тем, кто не может разделить чистоплотность и порядочность с управлением и технологической организацией, лучше обратиться к истории Советского Союза, где были школьно-базовые столовые, комбинаты питания, а в самих школах были столовые, но далеко не полного цикла.
Давайте посмотрим на вопрос с разных сторон. Если брать экономический компонент, то школьные столовые просто нерентабельны. Рестораны и кафе работают 365 дней в году, а школьные столовые – около 200, то есть, почти каждый второй день в году – не рабочий.
Теперь посмотрим на то оборудование, которое на сегодняшний день есть в школьных столовых. Овощерезки, мясорубки, картофелечистки работают в лучшем случае несколько часов. Потому логичнее и эффективнее технологически наиболее трудоёмкие и объёмные операции выносить и централизовывать, а на месте проводить лишь доготовку и раздачу.
Вы же не будете забивать корову в школьной столовой, потом разделывать тушу и готовить из мяса котлеты? Поэтому сопутствующие приготовлению пище процессы лучше выносить за пределы школьных столовых.
Если возвращаться к экономике. В 2008 году я входил в состав рабочей группы, рассматривающей экспериментальные проекты по совершенствованию питания учащихся, которую возглавлял Аркадий Дворкович. При выделении финансирования на материально-техническую базу рассматривались два подхода. Либо полное восстановление столовых по всем требованиям Роспотребнадзора, которое обходилось очень дорого, либо при наличии централизованного производства полуфабрикатов и полуфабрикатов высокой степени готовности школам оставляли «последнюю милю» доготовки и раздачи. Технологически и экономически это оказалось совершенно оправданным решением.
Кстати, Волгоград – один из немногих городов, в которых такая возможность есть, и схема, при которой школьным питанием занимаются не школы, а крупные компании-операторы, поэтому полностью оправдана. Многие регионы и муниципалитеты хотели бы позаимствовать этот опыт, но у них нет консолидирующей основы.
– Но есть такое мнение, что условная тётя Клава успешнее бы справлялась с задачей накормить школьников вкусным обедом. Мол, приготовит вкусно и с душой…
– Это очень дилетантский подход. В этом случае дети станут заложниками настроения тёти Клавы, да и такой тёте Клаве нужно быть Шивой шестирукой, чтобы всё успеть.
В рамках закона
– Для всех очевидна проблема школьных пищеблоков. В большинстве школ Волгограда и области они морально и физически устарели. Понятно, что бюджетных средств на модернизацию пищеблоков не хватает. Планируется ли как-то решать этот вопрос на уровне федерации? Или есть другие пути: к примеру, привлечение инвестиционных средств?
– Бесспорно, без качественного оборудования не добиться безопасности и хорошего вкуса питания в школах. Благодаря тезисам послания президента о бесплатном питании в начальной школе и принятому Федеральному закону №47 в эту сферу пришли очень крупные деньги, каких до этого времени в России не было ни разу. Речь идёт о 46 миллиардах рублей на все горячие завтраки в начальной школе всех регионов страны. Расчёт, заложенный в нормативы питания, позволяет решать и задачи с заменой оборудования. Но пока не все моменты отрегулированы с точки зрения целевого использования, идут разночтения на тему, что подпадает под понятие «на организацию питания».
Однако я считаю, что серьёзный импульс государство уже дало. Теперь аргументированно, грамотно и обосновано нужно решать, какая часть из выделенных денег может идти на модернизацию.
В любом случае в каждой школе, городе, регионе ситуация индивидуальная. Как индивидуальным будет и решение по каждому случаю.
– Вы уже упомянули Федеральный закон №47, который во главу угла ставит именно безопасность питания. Согласны ли вы с тем, что только крупные операторы, которые имеют собственную производственную базу, комбинаты, могут соответствовать этим критериям?
– Я считаю, что требования по безопасности и качеству нельзя соотносить с размером бизнеса. Понятно, что у крупного бизнеса возможностей больше, но около половины школ в стране кормят себя сами, есть малокомплектные школы, потому безопасность ребёнка и качество его питания не может соотноситься с размерами компании, которая его предоставляет. Но, конечно же, принцип аутсорсинга, то есть передачи несвойственных функций профессионалам, это более адекватная позиция в современной системе образования.
Не контроль, а внимание
– Весной, в связи с пандемией, все операторы школьного питания вместо горячих обедов выдавали продовольственные наборы. Это вызвало много нареканий со стороны родителей – сравнивали состав пайков по регионам, выясняли закупочные цены на продукты, сомневались, соответствуют ли наборы требованиям качества и безопасности… ОНФ тоже проводил свой мониторинг. Что удалось выяснить и к каким выводам прийти? Справились ли операторы, на ваш взгляд, с этой задачей?
– Если говорить о необходимости выдачи продуктовых наборов вместо предоставления питания – это стандартная ситуация при нестандартных обстоятельствах вроде пандемии. В тот момент, когда такая ситуация в России сложилась, ещё не был принят 47-й закон, не было федеральных денег, поэтому некоторые регионы действительно «расплескали» ситуацию. К примеру, ваш сосед – Саратовская область – наделал немало шума. В СМИ и соцсетях сравнивали наборы, которые выдавали людям из соседних посёлков или школ. Это случилось потому, что таким образом было устроено питание в школах.
Было! Сейчас будет по-другому. Если раньше часть денег выдавалась регионом, к ним могли добавлять деньги из муниципалитетов, то сейчас финансировать питание будет государство. И картинка перестанет быть пёстрой, потому что изменились основы.
Но я хотел бы обратиться к родителям: мне кажется, в нынешней ситуации у нас слишком много контролёров, поэтому родительский контроль должны заменить внимание и участие.