Лев Толстой сказал: «Государство, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным». Если верить «пророчеству» классика, то в нашей стране ещё не скоро что-то изменится, хотя подвижки вперёд всё же есть – власти впервые за последние годы обратили свое внимание на защиту братьев наших меньших. В регионах выделяются гранты на программы помощи животным, на федеральном уровне разрабатываются и принимаются более гуманные законы. Однако вся государственная политика в отношении животных просто бы рассыпалась как карточный домик, если бы её не цементировали своими деньгами, своими делами и своей настойчивостью волонтёры или, как их принято называть, зоозащитники.
Не дожила два дня
Группу «Лисёна» в соцсети Наталья Миндрина создала несколько лет назад, а спустя год после этого появился и одноимённый благотворительный фонд защиты животных. Поводом для превращения бизнеследи в волонтёра стала собачья семья.
Все началось в августе 2015 года, когда в одном из дворов Краснооктябрьского района ощенилась выброшенная из частного сектора собака. Щенки были красивыми, рыжими. Мать семейства с теплом относилась как к своим чадам, так и к окружающим людям. «Рыжики» росли, их кормили жильцы соседних пятиэтажек, но с наступлением следующего лета, когда окна домов стали открывать на ночь, собаки начали раздражать бабушек. Дескать, своим лаем они их будили.
– Собаки охраняли двор, не пускали чужих псов, стерегли машины, в общем платили добром за добро, но на них началась охота, – говорит директор благотворительного фонда помощи бездомным животным «Лисёна» Наталья Миндрина. – В них стреляли, вызывали отлов.
В это же время в приюте «Дино» Наталья начала строить свой первый вольер. Ещё до этого всех «рыжиков» простерилизовали, надели ошейники. Через два дна вся семья должна была переехать в новый дом в приюте, но одного из подросших щенков – красавицу Лисёну – отравили…
Жизнь по средствам и нет
В тот момент Наталья и решила, что больше не может оставаться в стороне. Один за одним она начала строить вольеры в приюте «Дино», а три года назад создала собственный приют.
Обитатели «Лисёны» встретили нас громким лаем. Каждый пёс или щенок (особенно малыши) пытался просунуть мордочку в решётку, чтобы получить свою порцию ласки.
– Сейчас в приюте находится 100 собак, – рассказала хозяйка. – Кто-то здесь пожизненно, других мы забираем из Горпитомника, стерилизуем, прививаем от бешенства и возвращаем на прежне место обитания с рыжей клипсой в ухе.
За год приют стерилизовал около 400 собак. Кстати, всего два приюта в нашем городе занимаются подобной деятельностью – «Дино» и «Лисёна». Живут они на средства жертвователей.
– Если мы кормим собак сухим кормом, то это обходится примерно в 5 тысяч рублей в день, если варим каши с обрезками мяса — это стоит чуть дешевле – около 6 тысяч в неделю, – говорит Наталья. – Аренда земли, на которой расположен приют, обходится ещё в 37 тысяч, плюс затраты на стерилизацию, лечение и вакцинацию животных. Итого набегает весьма круглая сумма в 300-400 тысяч рублей в месяц. Кстати, Горпитомник должен возмещать нам часть средств, которые мы тратим на стерилизацию. Долг перед нами уже составляет порядка 135 тысяч рублей.
При этом у Натальи есть и ещё один приют – приют для кошек, содержание которого также обходится в несколько сотен тысяч рублей в месяц…
Ужасы Горпитомника?
Администрация Волгограда разыграла несколько грантов для приютов для животных. Одним из получателей 1,1 миллиона рублей стала «Лисёна».
– На эти средства мы построили вольеры. Ждём приёмки, чтобы начать их утеплять к зиме, – рассказывает Наталья Миндрина. – Дел ещё очень много, нужно дорожки сделать, ограждение. Пока всё в состоянии хаоса.
Однако даже грант в миллион рублей – это капля в море. Каждую неделю Наталья забирает из Горпитомника около 20 псов.
– Слышала всякие ужасы, которые рассказывают про Горпитомник. Это правда или злые языки клевещут?
– Когда я в первый раз туда приехала, увидела ужасную картину. Многие собаки лежали, не могли встать. Это были просто скелеты, которые едва дышали. Они не ели не просто день-два и даже не неделю, а месяц или два. Потому я и решила создать фонд, ведь физическое лицо забирать животных из Горпитомника не может.
По словам Натальи, многих собак так и не удалось спасти – животные, измученные голодом, умерли под капельницей.
К счастью, сейчас ситуация в Горпитомнике несколько лучше: туда начали пускать волонтёров, которые кормят животных, утепляют вольеры.
С особой жестокостью
Рассказывая про своих подопечных, Наталья не может сдержать слёз. Не так давно она забрала сразу нескольких щенков с острова Сарпинский. Беременную суку выбросили на острове, где нет ни еды, ни людей. Собака родила своих малышей, кормила, а сама голодала. Но человеческая жестокость иногда просто не знает границ: несчастной отстрелили морду.
– Я опоздала на несколько дней, – говорит Наталья. – Малышей забрала, а их мать спасти не смогла. К счастью, собаку волонтёры увезли в Москву, где её пытаются вылечить.
И таких историй множество – собака, парализованная в результате черепно-мозговой травмы, истощённый до состояния скелета щенок, пёс с пришитым к телу ухом…
– Мне каждый день звонят десятки человек и просят спасти ту или иную собаку. Самых тяжёлых я забираю, отвожу в ветклиники, лечу. Но всех я спасти просто не могу!
Нередко бывает и так, что отказ воспринимается не совсем адекватно. Не раз Наталья сталкивалась и с оскорблениями, и с угрозами со стороны тех, кто хотел бы переложить ответственность на чужие плечи.
Госполитика
А тем временем жители Волгограда возмущаются, что собак на улицах стало слишком много. Да, несмотря на выделяемые гранты, появляющиеся благотворительные фонды, бездомных животных все ещё слишком много. На улицах города живут несколько тысяч нестерилизованных собак, которые исправно дают потомство.
Отсюда и необъяснимая жестокость по отношению к животным, и вполне понятные жалобы людей, ставших жертвами нападения озлобившихся псов.
– Стерилизованные собаки не агрессивны, они привиты от бешенства, и в город мы выпускаем только социализированных собак, которые доброжелательны к человеку. Очень крупных псов мы стараемся пристроить в добрые руки, – уверяет Наталья.
Но все зоозащитники говорят об одном и том же: одних только их усилий недостаточно, чтобы изменить ситуацию. Нужна чётко проработанная и последовательная политика государства и местных властей. В России уже принят закон, запрещающий усыпленные отловленных на улицах животных. Но средств на гуманный отлов и массовую стерилизацию и чипирование собак – нет. Как недостаточно и сил на то, чтобы подарить собакам, избежавшим смертного приговора, нормальную – не собачью – жизнь.
P.S. Существовать фонду «Лисёна» помогают обычные люди, которые переводят деньги или сами покупают животным корм и лекарства.