in , ,

Без розовых очков и паники: как волгоградский бизнес оценивает нынешнюю ситуацию

Пока прогнозы предпринимательского сообщества очень осторожные, местами даже тревожные.

Фото: pixabay.com

О том, что теперь России придётся жить в совершенно новых экономических условиях, можно и не говорить. Полагаем, что даже люди, далёкие от политики и экономики, это поняли, ощутив изменения, как говорится, на себе. В данный момент важнее понять, что думает о ситуации волгоградский бизнес. Готов ли он меняться, расширять границы, заниматься импортозамещением либо же предпринимателям придётся бороться за жизнь и здоровье своего дела – эти вопросы корреспонденты Volganet.net задали представителям разных сфер бизнеса.

Кто-то пытается смотреть на ситуацию, мыслить об экономике и перспективах в масштабах страны. Президент медиагруппы «Премия», член Общественной палаты Волгоградской области Вячеслав Черепахин уверен, что нужно заниматься развитием, хотя это было понятно и раньше, но воз и ныне там.

– Нужно думать не о том, что происходит сегодня, а о том, что будет происходить завтра, – говорит Черепахин. – Ситуация, в которой мы оказались, должна мотивировать всех нас на изменение экономики. Давно пора перейти от экономики модели тысячи скважин к экономике модели тысячи заводов и фабрик. Когда, как не сейчас, тот самый момент, когда это можно сделать? И Волгоградская область может оказаться в лидерах, поскольку изначально в наш регион заложен большой потенциал, который мы до сих пор не использовали.

Но переход займёт немалое количество времени, поэтому те, кто завязан на реалиях сегодняшнего дня, более осторожны в высказываниях. Особые опасения у тех, кто должен принимать решения уже в ближайшие недели. В первую очередь речь о фермерах.

– Я вижу, что пока будет крайне тяжело. К сожалению, сегодня мы практически полностью зависим от зарубежных поставщиков – техника, запчасти и комплектующие, семена, удобрения, – говорит предприниматель, владелец фермерского хозяйства в Иловлинском районе Аслан Сербиев. – В Волгоградской области уже давно нет почти ничего своего, наше давно уничтожили. Абсурд, но сельскохозяйственный регион не имеет своей семенной базы. Единственный выход: наша верхушка должна плотно взяться за развитие внутренних производителей. Хотя на это потребуется время, и это не месяц и, возможно, даже не один год.

– Проблема в том, что возродить семенной фонд невозможно в короткой перспективе. Нужны специалисты, нужны знания, нужны ресурсы. Даже если государство кинет все силы, потому что жареный петух уже клюнул, то понадобится минимум несколько лет. Пока же мы не понимаем, как будет складываться ситуация с урожаем-2022, – говорит фермер из Городищенского района Дмитрий Бондаренко.

Точного понимания нет

Несмотря на то, что сферы бизнеса совершенно разные, их представители единогласно говорят о том, что точного понимания, как и куда дальше плыть, нет.

– Сейчас всё бизнес-сообщество замерло в ожидании, не понимая до конца, что делать, – говорит председатель комитета по развитию женского предпринимательства Волгоградского областного отделения ООО МСП «ОПОРА РОССИИ», генеральный директор ООО «Морожко» Екатерина Постоева. – Импортозамещение – это классно, но нам нужно работать не завтра, а сегодня. А сегодня мы не можем даже понять, как будем взаимодействовать со своими поставщиками. Многие, в том числе и мы, работают с импортным сырьём, на импортном оборудовании, которое нужно обслуживать.

По её словам, бизнес сейчас на паузе. В данный момент идут обсуждения с властью.

– Мы все участвуем в заседаниях различных комитетов, высказываем своим пожелания. Нашими пожеланиями уже можно заполнить несколько томов. Пока видим, что государство потихоньку что-то анализирует, придумывает какие-то антикризисные меры. Но проблема, что ситуация меняется каждый час. Утром было одно, а вечером – совсем другое, – говорит Екатерина Постоева.

Цены на вырост

Единственное, о чём представители бизнеса заявляют с твёрдой уверенностью, так это о росте цен.

– Цены на сегодняшний день уже выросли минимум в полтора раза. Что с этим делать, как адаптировать новые ценовые реалии на наших покупателях, мы пока не понимаем, – говорит гендиректор «Морожко». – Но мы не в панике, паника прошла уже неделю назад. Мы ждём и готовы работать, понимая, что сейчас может наступить то самое прекрасное время, когда нужно воплощать то, с чем тянули ранее

Вопрос о ценах и покупательской способности затрагивает и владелец бара крафтового пива «Нора» Вячеслав Кузьменко. О ситуации он думает следующее:

– Сегодня все представители бизнеса опасаются, что будет дальше, потому что понимания о происходящем в стране нет. Лично для моего бизнеса важна покупательская способность населения. Если она будет низкой, то продаж у моего бизнеса не будет.

Представитель общепита добавляет, что шапкозакидательского настроения у него нет.

– Я не верю, что сейчас в нашей стране резко вырастет импортозамещение и всё быстро заработает. Но не верю я и в то, что всё будет совсем плохо. Правда где-то посередине. Какие-то сферы даже за последние восемь лет удалось развить. И если бы власти более грамотно занимались экономикой, а не очковтирательством, всё могло бы быть значительно успешнее. Думаю, в одних сферах сейчас начнутся подвижки, в других они будут идти гораздо медленнее и не факт, что в итоге произойдёт замещение.

По словам Вячеслава Кузьменко, уже сейчас понятно, что далеко не все компании, поставлявшие нам импорт, собираются покинуть российский рынок. Многие объявили об уходе, а фактически продолжают работать.

– Что касается пивоваренной отрасли, то опасения у нас весьма серьёзные. Чтобы в России делать качественный продукт, нужно исключительно иностранное сырье. Найти замену на азиатском рынке невозможно, потому что хмель и солод там попросту не растут. И если по солоду в России и Белоруссии можно найти варианты для изготовления стандартных сортов пива, то с хмелем дело обстоит сложнее. В стране хмелеводство было загублено. Даже если что-то и осталось, то это стандартные позиции, которые не смогут заменить хорошие, интересные импортные сорта.

Социальное

С социальным предпринимательством ситуация также обстоит непросто. Говоря об этом виде бизнеса, мы подразумеваем образовательные услуги, уход и присмотр, социальное обслуживание на дому и в пансионатах и прочие услуги населению.

Председатель комитета по развитию социального предпринимательства Волгоградского отделения «ОПОРА РОССИИ», соучредитель образовательного комплекса «Поколение» Александра Сукиасян считает, что в последние годы было приложено много усилий как со стороны федеральной и региональной власти, так и со стороны общественных организаций, чтобы само понятие социального предпринимательства приняло правовые формы.

– Социальное предпринимательство – это всё же больше не про бизнес, в нём очень невысокий уровень рентабельности, поэтому в зоне риска оно оказалось в первых рядах. Во-первых, некоторые контракты заключены, потому пересчитывать стоимость услуг невозможно, а, во-вторых, возлагать дополнительную финансовую нагрузку на людей тоже сейчас сложно. Но при этом себестоимость услуги у всех выросла, поскольку подорожали продукты, бытовые расходники, медицинские товары, бытовая химия, – говорит Александра. – Мы сейчас активно ведём диалог с властью, пишем письма о разработке отдельных мер поддержки для социального бизнеса. Надеемся, нас услышат, создадут программы кредитования и субсидирования, поскольку это наша общая задача – сохранить те успехи, которые были достигнуты в этой сфере.

Синоптики предупредили об усилении морозов в Волгоградской области до -21 градуса

Услышьте нас: волжане собрали несколько сотен подписей за сохранение маршруток до Волгограда